В преддверии Дня Государственного флага, который будет отмечаться 22 августа, социологи «Левада-центра» поинтересовались у россиян отношением к государственным символам. Как выяснилось, за последние несколько лет они хорошо «подготовились» к предстоящему государственному празднику: флаг или небольшой флажок сегодня имеется у 47% соотечественников. Опрос охватил 800 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.
Исследование показало, что слова нынешнего государственного гимна России знают 43% россиян, что на 15% больше, чем 10 лет назад (в 2005 году подпевать могли только 28%). Однако реальная картина заметно отстает от «идеальной»: отвечая на следующий вопрос, россияне единодушно согласились с тем, что граждане должны знать слова гимна своей страны (81%).
Лучше всего знают гимн молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (64% против 43% в целом по стране). В группе «55+», напротив, 62% признались в том, что не знают слов современного гимна. Также более «подкованными» оказались люди с высшим образованием (50%), высоким потребительским статусом (53%), жители столицы (52%).
По словам социолога «Левада-центра» Карины Пипия, тот факт, что молодежь знает гимн лучше старшего поколения объясняется отнюдь не меньшим уважением последних к государственным символам, а тем, что россияне, рожденные после перестройки, выросли при современном гимне.
— В 2005 году мы задавали вопрос, знают ли граждане слова гимна СССР брежневских времен и сталинских времен. Большая часть россиян в первую очередь помнила слова последнего, «брежневского» гимна, при котором многие выросли. То, как со сменой поколений стирается историческая память, можно проследить и по данным других наших опросов. Например, молодые люди практически ничего не знают о событиях 1991 года, соответственно, не помнят и слова прежнего гимна, — отметила социолог.
Опрос показал, что почти у половины россиян (47%) есть флаг России (у 11% — большой флаг и у 36% — небольшой флажок). Исследование показывает, как за последние 6 лет росла доля россиян, которые приобрели этот государственный символ: если в 2009 году он имелся у каждого третьего жителя страны (31%), то сегодня есть у каждого второго (47%).
Чаще всего флаги покупают молодые люди (60%), высокообразованные (52%), обеспеченные (62%), жители Москвы (52%) и сельских районов (52%).
— В последние годы было много поводов обзавестись флагом: это и Олимпиада в Сочи, и чемпионаты мира, и «крымская эйфория», когда люди вывешивали их у себя на балконах в знак солидарности с политикой руководства страны. Желание приобрести флаг России или футболку с изображением президента, а также готовность демонстрировать эти символы говорят о доверии к действующей власти, — сказала Карина Пипия.
Социолог также добавила, что поскольку государственные символы выступают в качестве общих скреп многонациональной и поликонфессиональной страны, то представители власти прикладывают максимум усилий, чтобы повысить их узнаваемость. Недаром воспитание уважения к флагу — одна из приоритетных задач в государственной программе патриотического воспитания граждан.
День Государственного флага РФ — официальный праздник, установленный в 1994 году указом президента. Он отмечается 22 августа, в честь восстановления исторического флага России во время августовских событий 1991 года.
В России празднование Дня флага ежегодно сопровождается зрелищными мероприятиями — концертами и акциями по всей стране. В некоторых городах его отмечают довольно креативно. Например, 22 августа 2014 года в Омске был создан триколор из 225 автомобилей, который был добавлен в копилку рекордов России.