Публикации в прессе

Бедности в России боятся больше, чем мировой войны

Августовский опрос «Левада-центра» был посвящен основным страхам россиян — от возможности потери работы до смерти, которые респондентам предлагалось оценить по шкале от 1 до 5, где 1 — «совершенно не испытываю страха» и 5 — «испытываю постоянный страх». Результаты исследования показали рекордное снижение общего количества страхов: по 12 из 15 страхов зафиксированы самые низкие показатели за весь период наблюдения начиная с 1994 года. Больше всего снизился страх перед возможностью мировой войны.  

В социологическом опросе приняли участие 1,6 тыс. человек старше 18 лет из 134 населенных пунктов 46 регионов страны. Статистическая погрешность исследования не превышает 3,4%. 

Самый сильный страх россиян сегодня — это болезни близких и детей (3,93 п.) За ним следует страх болезни и мучений (3,28 п.), а замыкает тройку боязнь бедности и нищеты (3,21 п.). Четверное место занял страх мировой войны (3,16 п.), а пятое — смерти (2,98 п.). 

— Если в 2014 году страх мировой войны занимал второе место в рейтинге, то сейчас переместился на четвертое, — отмечает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. — В целом существенно снизился уровень тревожности, характерный для лета прошлого года, когда на наших границах шла активная стадия военного конфликта и Россия волей-неволей была вовлечена в него. На протяжении года во главе списка самых волнующих россиян событий была ситуация на Украине. Сейчас же военные действия на Донбассе отошли на второй план. А вслед за этим наступила стадия общего расслабления и все прочие страхи также пошли вниз.  

Социолог также отметил, что существенно снизились политические страхи: произвола властей и беззакония, ужесточения политического режима.   

— 2012 год можно охарактеризовать как год массовых протестов, когда росли политические страхи. Это хорошо видно по показателям 2013 года. Однако этот тренд оказался пресеченным событиями 2014 года, когда произошла большая переоценка проблем, которые стоят перед страной. Проблема политического режима стала восприниматься как не очень существенная, — добавил Алексей Гражданкин.  

Несмотря на падение курса рубля по отношению к иностранным валютам и подорожание продуктов массового потребления, страх возможности потери сбережений также заметно снизился (2,58 п.) по сравнению с 2014 и 2013 годами (2,87 п. и 2,8 п. соответственно). Вниз пошел и страх возможности потери работы (2,67 п. против 2,71 п. в 2014 году и 2,93 п. в 2013 году). Больше всего россияне боялись лишиться рабочего места в 1998 году — страх составлял 4,05 п.  

— После кризиса 1998 года существенно обострились страхи экономического характера. Нынешняя экономическая ситуация не переживается как кризис. Отчасти это связано с тем, что внимание людей еще не вполне вернулось к повседневным заботам. Россияне по прежнему «решают» государственные проблемы, — сказал замдиректора «Левада-центра».  

В основном структура страхов не изменилась. Болезни близких и детей занимают первое место в структуре страхов россиян с 1994 года.

В этом году не опустились до рекорда за весь период измерений только три страха — смерти (2,98 п. против 2,83 п. в 2012 году), мировой войны (3,16 п. против 2,75 п. в 2008 году) и старости (2,59 п. против такого же показателя в 2012 году). 

Меньше всего сегодня россияне боятся СПИДа (2,26 п.), ужесточения политического режима (2,29 п.) и возврата к массовым репрессиям (2,39 п.).

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):