Почему россияне не любят США? Как будет меняться рейтинг Владимира Путина? Готово ли население пойти на жертвы ради великой цели? Эти и другие вопросы социолог, эксперт «Левада-Центра» Денис Волков обсудил с ведущим «Коммерсантъ FM» Анатолием Кузичевым в рамках программы «Действующие лица».
«Негативное отношение к странам Запада впервые стало постоянным»
Денис Волков о негативном восприятии стран Запада: «Показатели следуют за тем, как освещается та или иная сторона по телевизору. То есть когда мы видим какие-то конфликты и, соответственно, эти разговоры, например, о газовых войнах. Или, конечно, самые яркие примеры — это война в Грузии, как те или иные страны относились к этому конфликту. И как только это начиналось обсуждаться, сразу резко мы видели рост негативных настроений. Как только эта тема исчезала, резко, буквально за пару-тройку месяцев, это приходило к норме. Норма — обычно это позитивное отношение и к США, и к Евросоюзу. Потому что если посмотреть по результатам 15, 18 лет, которые мы наблюдали, мы видели только лишь по некоторым вопросам негативное отношение. Эти случаи — это Ирак, бомбардировки Ирака в 2003 году, в 1998-1999 — это Косово, Ирак в 1998 году. И в 2008 году это российско-грузинская война. Сейчас, конечно, мы наблюдаем новое состояние: хотя пик негативных состояний пройден, все равно преобладает негативное отношение».
О динамике формирования негативного отношения к США: «Если брать более глубинные оценки, например, считают ли ту или иную страну вражеской или недружелюбно настроенной, то здесь, например, негативный образ США формировался достаточно долго. В начале 1990-х это было исключительно позитивное отношение, затем нейтральное. И где-то к началу 2000-х, особенно к середине 2000-х, складывается однозначно негативный образ Соединенных Штатов».
О том, почему интернет проигрывает телевидению: «Важны не интернет и телевидение, а какие телевизионные каналы человек смотрит, какие ресурсы в интернете он читает, какие радиостанции слушает. Потому что если посмотреть на то, что читают в интернете, откуда новости берут в интернете, это прежде всего «Яндекс.Новости», «Mail.ru Новости», то есть агрегаторы. Агрегаторы — это обрывочная информация без какого-то особого анализа, и здесь, конечно, интернет — не конкурент телевидению, потому что телевидение дает готовую картинку, обработанную».
«Интерес россиян к украинской теме снизился»
Денис Волков об изменении отношения россиян к конфликту на Украине: «Сразу после присоединения Крыма в марте прошлого года, когда мы спрашивали о возможной судьбе Восточной Украины, там 48% говорили, что ее надо присоединять к России. Опять же надо понимать как сам конфликт воспринимается: здесь для большинства населения Россия почти не участвует или участвует ограниченно, помогая гуманитарной помощью или защищая. Для основной массы людей в том, что происходит на Украине, роль России такая. Поэтому 48% говорили, что надо присоединять к себе, чтобы защитить. Сейчас таких осталось 15%, а преобладает мнение, что они должны быть независимыми. Главное понимание всего происходящего — идет гражданская война.
Люди видят конфликт и понимают, что он достаточно сложный и сложно будет примирять эти две части. Также изменилось отношение к поддержке возможного решения российского руководства ввести войска на территорию Украины, опять же это воспринимается как для защиты. Вначале такое решение готовы были поддержать почти 80%, то сейчас порядка 40%».
Об эмоциональной трактовке отношений России и Украины: Братского народа России и Украины, наверное, уже не будет. И до этого всего, и сейчас преобладает установка, что это две разные страны, и они должны быть разными странами, с границами, может быть, и без виз, но тем не менее не нужно им объединяться. Если брать вопрос, идет ли война между двумя странами, то в России примерно 30% считают, что война между двумя государствами идет, а в Украине – 70%. Но вопрос о том, кто виноват в том, что происходит, примерно 60% россиян отвечают, что виноваты Запад и США.
«Владимира Путина считают архитектором величия страны»
Денис Волков о перемене отношения украинцев к россиянам: Для россиян фактически ничего не изменилось: преобладает достаточно благодушное отношение к Украине в целом. А для украинцев то, что происходит, стало большой травмой. И то, что мы не замечаем, как сильно изменилось отношение украинцев к России, к россиянам, для дальнейшего взаимоотношения между странами, между народами будет большим препятствием, — то, что мы не заметили, как обидели».
Об ухудшении отношения россиян к украинцам: «Если посмотреть на качества, которые приписываются украинцам, то сначала это были примерно такие же, как у россиян, то есть «хорошие», «простые» и так далее. Сейчас, после того, как этот конфликт начался, начали преобладать негативные — что они хитрые, они завистливые и так далее. То есть всего лишь за год мы видим достаточно сильное изменение отношения именно к украинцам, а уж тем более к их руководству. Чем дальше идет конфликт, тем хуже становится отношение. Если сначала мы говорили о достаточно поверхностном отношении, которое следует за выпусками новостей, то чем дольше продолжается этот конфликт, тем это больше укореняется».
Об одобрении действий власти: «Рейтинг Владимира Путина достиг вершины летом прошлого года и с тех пор не идет вниз. Это указывает на то, что действует сила или институт, который не позволяет рейтингу упасть. И я бы здесь назвал продолжающийся конфликт с Западом, то, как он преподносится по телевидению, потому что, по нашим же данным, для большинства населения этот конфликт означает еще и то, что Россия наконец-то стала вновь великой державой, то есть мы показали Западу. Это не столько, например, «против общего врага», хотя это тоже есть, сколько удовлетворение от того, что вновь Россия является великой державой. Сейчас больше 80% так считают, и именно присоединение Крыма и продолжающийся конфликт заставляет так думать.
Второе, о чем часто забывают, — правительству, руководству удается поддерживать ощущение социальной стабильности у населения. В самом конце прошлого года мы видели шок и начало паники, и все настроения, надежды на будущее, оценки ситуации в экономике, политике обвалились так же и даже ниже, чем в кризис 2008 года. Но затем мы увидели то, что были приняты меры по снижению цен и так далее, по финансовой стабилизации, и то, что мы заметили в своих замерах, —настроения, не связанные с властью, вернулись на докризисный, додекабрьский уровень. Во многом то, что рейтинг не падает, — это заслуга быстрой и достаточно эффективной экономической стабилизации. Что будет потом — это вопрос. Но мы вошли в кризис, затем правительство приняло меры и на какое-то время зафиксировало, заморозило ситуацию, не дает ей меняться».
О поддержке Владимира Путина: «Путина сейчас считают архитектором величия страны — именно он присоединил Крым, он принимал эти решения. Если посмотреть чуть-чуть назад, то до марта 2014 года мы видели, что большая часть населения начинает от Путина уставать. Половина говорили, что хотели бы кого-то нового на следующий срок. Только 20% говорили, что точно Путин и никого другого. Сразу после Крыма ситуация изменилась. Сейчас большинство населения, а не только тех, кто собирается прийти на выборы, хотели бы видеть Путина следующим президентом».