В апреле социальные настроения жителей России улучшились (см. График ИСН в целом). Произошло это после нескольких месяцев нарастания пессимизма, который начал было распространяться в обществе в конце прошлого года. В последней неделе апреля 2015г. значение Индекса Социальных Настроений (ИСН) Левада-Центра вернулось к уровню осени прошлого года.
ИСН Левада-Центра измеряет уровень общественного оптимизма, который формируется за счет широкого круга оценок и представлений обычных людей об актуальных процессах и явлениях, наиболее значимых для общества в целом. ИСН учитывает оценки населением как своей собственной жизни и ситуации в своих семьях, так и представления людей об экономической и социально-политической ситуации в стране, оценки действий руководства страны и, главное, ожидания на будущее, которые сформировались в обществе в результате осмысления текущей ситуации. (Более подробно см. Методологию ИСН Левада-Центра)
На первый взгляд, за последний год российское общество вернулось к изжитой ранее структуре формирования общественных настроений, когда наибольший вклад в социальный оптимизм обеспечивает оценка населением действий российского руководства – президента и правительства (см. График с компонентами индекса). Так ситуация складывалась в последние годы перед кризисом 2008г. и несколько лет после него. Значения частного индекса оценки властей (ИО) были выше, чем все прочие составляющие ИСН. Однако период после кризиса 2008г. был переходным: важность оценок властей неуклонно понижалась, а социальный оптимизм все более черпался людьми в оценках личного положения, представлениях о перспективах жизни своей семьи. И это очень надежная структура формирования общественного оптимизма, поскольку именно сфера личной жизни в наибольшей степени находится в зоне личной ответственности и контроля людей. Уверенность в завтрашнем дне жизни своей семьи является основой свободы и ответственного принятия решений обычными людьми, труд и потребительские решения которых собственно и создают экономику страны и формируют общество.
В прошлом году произошли значимые изменения в структуре общественных настроений. На фоне стагнирующих, а со второй половины 2014г. ухудшающихся оценках личного положения (частный индекс семьи ИС), ситуации в стране (частный индекс России – ИР) и ожиданий на будущее (частный индекс ИО) стремительно выросли оценки населением действий руководства страны (частный индекс ИВ). При этом рост одобрения действий руководства страны был настолько значительным, что ИСН в целом демонстрировал уверенный рост, который позволил компенсировать значительную часть потерь общественного оптимизма, произошедших после кризиса 2008г., однако пока так и не удалось достичь максимальных значений ИСН, которые фиксировались перед кризисом 2008г.
В феврале нынешнего года значение ИСН Левада-Центра снизилось практически до уровня дна кризиса 2008г., а значение компоненты ИСН, связанной с перспективными ожиданиями (частный индекс ИО), оказалось даже ниже, чем в предыдущий кризис. В апреле, наконец, обозначился рост показателей. ИСН в целом вырос на 11%, и произошло это в первую очередь за счет частного индекса ожиданий на будущее, который по сравнению с февралем прибавил 18%(!). Улучшились также оценки текущей ситуации в частной жизни людей (плюс 7%) и представления о положении в стране в целом (плюс 9%). Общественные настроения подвержены сезонным колебаниям – весной уровень оптимизма всегда немного повышается. Как видим, структура роста ИСН в апреле, который произошел в основном за счет надежд и ожиданий, прямо указывает на сезонную составляющую в формировании общественного оптимизма.
Несмотря на то, что люди стали с большей надеждой смотреть в будущее, текущая ситуация отнюдь не обещает крепкой уверенности в завтрашнем дне. Об этом, в частности, свидетельствует апрельская динамика другого важного индекса, который регулярно измеряет Левада-центр – индекса потребительских настроений (ИПН). В отличие от индекса социальных настроений, в котором даже на уровне частной жизни респондента измеряются субъективные оценки качества жизни и психологического настроя, индекс потребительских настроения нацелен на измерение более приземленных проблем материального достатка семьи и оценки возможностей для потребительских расходов (см. Методологию ИПН Левада-Центра). По сравнению с февралем в апреле ИПН также вырос на 10%. И также это произошло в основном за счет надежд: значение перспективной составляющая ИПН увеличилось на 14%, а вот текущие оценки – только на 3%. При этом весь скромный рост текущих оценок пришелся на февраль-март, в апреле оценки населением динамики материального положения своих семей и ситуации на потребительском рынке остались на уровне предыдущего месяца.
Апрельский рост общественных настроений – это в первую очередь рост надежд и обещаний не отчаиваться, но фундаментальных причин для таких настроений население пока не видит. Однако «авось, пронесет!».
Марина КРАСИЛЬНИКОВА