Совместно с социологами «Левада-центра» мы продолжаем составлять портрет российского общества. В этот раз нас интересовала интимная сторона жизни, тем более что и повод нашелся: идущие друг за другом День всех влюбленных, 23 Февраля и 8 Марта.
24% опрошенных считают, что иметь любовника или любовницу вполне допустимо, 63% с этим категорически не согласны, еще 13% не смогли сделать выбор*. В целом российское общество показало себя высоконравственным. Особенно учитывая, что возможность секса без любви решительно отвергают 49% опрошенных, а допускают только 33%. Впрочем, социолог «Левада-центра» Карина Пипия предлагает не воспринимать эти цифры буквально: «Россияне в данном случае дают социально одобряемые ответы, но это не значит, что они не изменяют или не думают об этом». По ее словам, участники других опросов, например, заявляют, что курить или использовать нецензурную брань недопустимо. Но признаются, что сами курят и сквернословят.
Психотерапевт и сексолог Ирина Панюкова обращает внимание на другой аспект. «Из своей практики я знаю, что, например, мужчина, допускающий мысли о сексе вне брака, может быть прекрасным семьянином и образцово выполнять все свои остальные функции – мужа, отца, кормильца, – рассказывает она. – Он может испытывать снижение сексуального влечения к партнерше, которая во всем остальном его устраивает. И тогда одной мысли о допустимости измены или о связи на стороне бывает достаточно для сохранения семьи».
Что же касается секса без любви, то Ирина Панюкова категорична: физиологически зрелому человеку совсем не обязательно испытывать любовь, чтобы получать удовольствие от секса. В отличие от нее участники опроса склонны считать внебрачные связи и секс без любви недопустимыми. Число тех, кто считает нормальными эти явления, сократилось за два года на 10% и 7% соответственно. Однако Карина Пипия не видит в этом пересмотра системы ценностей. «В последние годы у нас много говорят о «духовных скрепах», поощряют традиционализм и православие, – говорит она. – Это оказывает давление на общество, заставляя публично соглашаться с принятыми в данный момент установками». И отчасти, возможно, усваивать их на практике. Сексолог предлагает парадоксальное решение: чтобы отстоять традиционные семейные ценности, следует не запрещать разговоры о сексе, а активнее заниматься сексуальным про-свещением: «Ведь если ты занимаешься сексом только с одним партнером, он должен быть для тебя лучшим в сексуальном плане. Поэтому нужно учиться тому, как сохранять с одним и тем же человеком сексуальные отношения, учитывая, что они постоянно меняются в течение жизни».