Очередной опрос «Левада-центра» с предложением оценить в баллах влиятельность разных институтов показывает, как сегодня видится людям пресловутая вертикаль власти. На высшей позиции (4,5 балла из возможных пяти) находится президент РФ. Так было во все время измерений. В народном восприятии республика у нас очень президентская, совсем не парламентская. Парламент в лице своей верхней палаты (3,49) находится в конце первой десятки (8-е место), а нижняя палата (3,38) стоит еще ниже (11-е). Политические партии (2,95), которые должны представлять в ней общество, находятся на 4-м месте от конца: их авторитет, считают россияне, ничтожен. Это может удивить, ведь, по данным того же опроса, за «Единую Россию», случись сейчас выборы, снова намерены проголосовать 40%. Значит, в умах россиян «политические партии» — это одно, а «Единая Россия» — другое. Еще ниже, чем у партий, роль у организации, которую попытались создать на замену неработающему партийному механизму, — ОНФ (2,84, 19-е место). А еще ниже — у профсоюзов (2,07, последнее место). Институты, призванные оформлять политическую волю разных частей общества, по мнению граждан, несравненно слабее главных органов власти. Органы же сильны.
На 2-м месте, где в свое время бывали и пресса, и церковь, сегодня ФСБ и другие спецслужбы (3,93). Только полиция (3,22) в это число не входит, ей граждане определили 13-е место. На 3-м месте — Вооруженные силы (3,91). Армия и госбезопасность, по представлениям россиян, суть главные инструменты президентской власти. На следующем ярусе располагаются собственно средства управления страной. Видно, как публика представляет этот процесс управления: правительство (3,7, 5-е место) ставят после администрации президента (3,8, 4-е). Почти такой же вес, как правительству, россияне приписывают олигархам (3,65, 6-е место).
Газеты, радио, ТВ, которые где-то являются четвертой властью, у нас нынче на 7-м месте (3,54). Это интересно отметить в свете распространенных представлений о том, что ныне ТВ, особенно три больших канала, зомбировали всю нацию, и все самое главное — и рейтинг, и «Крымнаш» — срежиссировано ими, а народ в общем-то ни при чем. Во времена, когда о зомбировании никто не говорил, но за «Московскими новостями» занимали очередь с утра, место СМИ в таких опросах было куда выше.
Из других красноречивых результатов отметим, что прокуратура (3,48, 9-е место) стоит заметно выше суда (3,30, 12-е). Она выше и губернаторов (3,44, 10-е место). 14-е и 15-е места поделили сравнительно новые для многих россиян институты: Совет по правам человека при президенте и уполномоченный по правам человека. На далеком 17-м месте оказалась церковь и религиозные организации (3,08). Возможно, невысокая оценка есть реакция общественности на активные попытки церкви утвердить эту роль как главенствующую. Проблема явно заслуживает изучения. Предпоследнее место занимает интеллигенция (2,6). Сумеет ли она вернуть свой авторитет?