Антизападные настроения в России достигли исторического максимума, следует из опроса «Левада-центра». К США относится негативно 81% опрошенных (год назад — 44%), а число россиян, называющих отношения между Россией и США враждебными, выросло за год более чем в 10 раз (с 4 до 42%). К Евросоюзу плохо относится 71% россиян, а враждебными отношения с ЕС считают 24% (год назад — 1%). При этом 40% все еще считают, что отношения с Западом надо укреплять, тогда как дистанцироваться от Запада предлагают 36%. А число тех, кто считает, что Россия встала вровень с самыми влиятельными державами, уменьшилось с 45% в 2008 г. до 27%.
Враждебное отношение к США не меняется, а отношение к Евросоюзу и Украине продолжает ухудшаться и, когда оно стабилизируется, говорить рано, отмечает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: «За 25 лет наблюдения сегодня у россиян худшее отношение к Западу и США, связанное с ситуацией вокруг Украины и непониманием россиянами природы санкций». По словам социолога, за враждебной политикой по отношению к России респонденты видят экономическую подоплеку, но взвешенно относятся к позиции страны на мировой сцене: одни считают, что экономическое развитие России не так успешно, как казалось до кризиса 2008 г., другие — что она отстает от Запада из-за того, что ее как быстро растущего конкурента выдавливают из экономического пространства. Несмотря на проблемы в отношениях, россияне считают это скорее историческим недоразумением, которое когда-нибудь закончится, и отношения восстановятся, говорит социолог.
На ответах сказываются влияние США и Евросоюза на ситуацию на Украине, фактор войны, ответственность за которую россияне возлагают на Запад, а также информационная кампания, говорит политолог Дмитрий Орлов, однако «после урегулирования ситуации, которое не за горами, отношение постепенно будет улучшаться». Политолог Алексей Макаркин не уверен в скором изменении ситуации. У россиян традиционно было разделение на «плохие» США и «хорошую» Европу, но еще до событий на Украине стало меняться отношение к европейцам как к людям, отказавшимся от своих ценностей, говорит Макаркин: в итоге часть населения начала самоутверждаться за счет «традиционных ценностей», а другая признала, что Европу не догнать, и к этому прибавились пропаганда и санкции.