Менее чем за месяц до намеченного оппозицией антикризисного марша «Весна» отношение россиян к Алексею Навальному остается достаточно стабильным: слышала о нем половина граждан страны, при этом после декабрьского приговора мнение о нем несколько ухудшилось. Политолог предполагает, что оппозиционер постарается повысить свою популярность раскруткой антикоррупционной повестки и благодаря корректировке позиции по Крыму.
Половина россиян знает Алексея Навального, следует из январского опроса Левада-центра. Если узнаваемость Навального после декабрьского приговора по делу «Ив Роше» несколько выросла, то отношение нему немного ухудшилось. Эксперт «Левады» связывает падение с контекстом событий на Украине.
Как видно из данных «Левады», узнаваемость Навального поступательно росла с апреля 2011 года. Скачок его популярности, очевидно, произошел после радиодебатов с депутатом Думы «единороссом» Евгением Фёдоровым, в ходе которых родился мем «жулики и воры», нанесший сильный удар по бренду «Единой России». В 2011-2012 году Навальный становится одним из лидеров серии протестов против фальсификаций выборов в Госдуму и повышает узнаваемость на федеральном уровне. Летом 2012 года Навального арестовывают по делу «Кировлеса» и он попадает под домашний арест.
«К сентябрю 2013 года, в связи с выборами мэра Москвы показатели узнаваемости поднялись до максимума, и с тех пор держатся, в среднем, на одном уровне, но меньше, чем в 2013 году.
При этом отношение к нему ухудшается. Если в 2013 году в той или иной мере положительное отношение фиксировали 30%, а отрицательное — 20%, то сейчас это обратное соотношение — 17% и 37%», — говорит «Газете.Ru» заместитель директора центра Алексей Гражданкин.
Объясняя отношение респондентов к приговору и личности Навального, Гражданкин констатирует, что каждый новый вердикт суда оценивается респондентами как все более адекватный тому, что происходит: «Таким образом, все больше преобладают оценки, которые инспирированы со стороны власти. Это неизбежно, поскольку мы на протяжении последнего года заметили, что резко уменьшился интерес к деятельности оппозиции, доверие к оппозиции. Событий на киевском Майдане годичной давности подпортили имидж в глазах обывателя любого рода протестной активности».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что узнаваемость Навального после избирательной кампании остается высокой, его запомнили. Небольшое увеличение узнаваемости в последние месяцы политолог связывает с декабрьским приговором, и ожидавшимися акциями протеста в случае реального срока.
«Судя по набору оценок, отношение к Навальному устоялось. Выделились группы симпатизантов и тех, кто его резко отвергает. Огромное количество людей относится к нему индифферентно, — комментирует Макаркин опрос по отношению респондентов к Навальному. — По приговору люди также разделились на две жесткие субкультуры: «Навальный полностью прав» против «Навальный полностью виноват» и группы с более мягким отношением. Из-за условного приговора (хотя брату Олегу Навальному и дали реальный срок) Навальный не стал жертвой в глазах большинства. За пределами своей субкультуры к нему отношение отстраненное с различными оттенками, но без большого интереса к судьбе».
Однако политолог предлагает не преуменьшать значение активных сторонников Навального: «Это всего несколько процентов, но они могут выйти даже на несанкционированный митинг в его поддержку. Здесь надо судить не только по числам, но и по готовности активной группы что-то делать в защиту. Последовательные сторонники Навального ресурсны и активны».
Что касается снижения лояльных к Навальному по отношению к приговору респондентов, Макаркин напоминает об «эффекте Крыма».
«Свою роль сыграли Крым и ситуация по востоку Украины. Навальный позицию по Крыму корректировал от резкого неприятия к более двойственной позиции. Но дело в том, что разлом уже произошел и для части былых симпатизантов «Болотной» все, что с ней связано, стало неприемлемым. Это частично представители левой и националистической субкультуры, с которой активно играл Навальный, — рассуждает политолог. — Это и периферия протеста, аполитичные люди, которая просто не любят чиновников – они не либералы и для них ориентир больше Андропов. Когда надо было делать выбор по присоединению Крыма, для многих из них тезисы про «великую страну и возвращение Крыма» оказались более высокими ценностями, чем борьба с коррупцией или борьба за свободу. Сейчас ситуация стабилизировалась и политически активные группы определились и разошлись по углам».
Остается вопросом, как Навальный в текущих условиях может расширить лояльную аудиторию. Макаркин говорит, что корректировка позиции по Крыму лишит Навального части либеральных симпатизантов, которые слабо считываются инструментами социологии. Однако этот шаг впоследствии поможет завоевать доверие более традиционалистских групп.
Кроме того, Макаркин обращает внимание, что Навальный вместе с Ходорковским активизируют антикоррупционную повестку и тему неэффективности власти, важную на фоне экономического кризиса. Навальный проводит на эту тему расследования, а Ходорковский просит европейских руководителей раскрыть данные по имуществу и счетам российской элиты за границей.
«В кризис запросы на подобные сигналы могут вырасти. Общество все более раздражено и растерянно. Эйфория от Крыма давно ушла, и в этой ситуации Навальный с одной стороны говорит, что Крым мы не отдадим, а переговоры могут тянуться десятилетиями, а с другой стороны он выступает как разоблачитель. Запрос на это может вырасти, к чему Навальный и готовится», — заключает Макаркин.