Число граждан, уверенных в корысти людей, находящихся у власти, снизилось, выяснил «Левада-центр». Эксперты уверены, что проблема коррупции в публичном поле ушла на второй план из-за кризиса вокруг Украины, но на фоне возможных социально-экономических проблем становится более актуальной. По данным «Ъ», президент поручил своей администрации взять на особый контроль выполнение нацплана по борьбе с коррупцией на 2014-2015 годы. А занимающееся обеспечением антикоррупционной борьбы в Белом доме Министерство труда разработало проект указа по развитию госслужбы РФ на 2015-2018 годы, где коррупция признается одной из главных кадровых проблем.
За полгода, прошедших с марта по сентябрь 2014 года, на которые пришлась активная стадия конфликта вокруг Украины, выросла доля тех, кто считает, что «люди у власти» обеспокоены прежде всего «национальной безопасностью» (с 7% до 23%), «интересами развития страны» (с 13% до 15%) и «благосостоянием обычных граждан» (с 5% до 6%). Одновременно, по данным «Левада-центра», сократилось число уверенных в желании элиты «удержаться у власти» (с 26% до 22%) и ее обеспокоенности «собственной выгодой» (с 35% до 19%). Тех, кто считает, что власти обеспокоены «защитой крупных корпораций», по-прежнему 8%. В целом же число убежденных в том, что «коррупции в последние годы стало больше», достигло одного из минимальных показателей за последние годы — 39%.
«Проблема коррупции уходит на второй план» из-за того, что внимание переключено на международную повестку, уверен глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Этим пользуются и чиновники, которые «формально» относятся к подготовке ведомственных мероприятий по борьбе с коррупцией, говорит он («Ъ» писал об этом 1 октября). После встречи 14 октября с Советом по правам человека и развитию гражданского общества Владимир Путин дал поручение своей администрации взять исполнение утвержденного 11 апреля нацплана по борьбе с коррупцией на 2014-2015 годы на «особый контроль», сообщил «Ъ» господин Кабанов (на сайте Кремля поручения не опубликованы). По его словам, мониторинг должны контролировать глава администрации президента (АП) Сергей Иванов и начальник управления по противодействию коррупции Олег Плохой.
Проблема коррупции обозначена и в проекте указа президента о федеральной программе по развитию госслужбы РФ на 2015-2018 годы, который разработало Минтруда (в правительстве несет часть функций по методологической поддержке борьбы с коррупцией). Документ констатирует «возрастающий недостаток квалифицированных кадров», особенно «молодых специалистов, ориентированных на многолетнее прохождение госслужбы»: «Краткосрочные карьерные устремления порождают нестабильность системы исполнения государственных полномочий и коррупцию». В проекте говорится о необходимости выделения ответственных за «кадровую работу» и профилактику коррупции в федеральных госорганах в ранге не ниже замруководителя. Среди мер по улучшению качества службы упомянута разработка системы сбора информации о реализации антикоррупционного законодательства и интернет-портала по «методическому обеспечению» ведомственных кадровиков.
Очищение и национализация элиты, позволившие закрепить полномочия контролера бюрократии за АП, были одним из лейтмотивов политической жизни 2012-2013 годов (см. «Ъ» от 14 мая 2013 года). Сейчас проблемы с коррупцией широко не декларируются, говорит Кирилл Кабанов, но появляются требования, которые необходимы будут власти в период кризиса, когда придется «экономить за счет снижения уровня неэффективности бюрократического аппарата».