Известность бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова, несмотря на огромный интерес россиян к событиям в Новороссии, пока невелика. Причем про самого Стрелкова в России знают даже меньше, чем про его обвинения в сдаче Донбасса в адрес окружения Владимира Путина. Об Алексее Навальном граждане страны наслышаны больше, но относятся к нему хуже. Такие данные содержатся в новом исследовании Левада-центра.
Согласно опросу социологической службы, который проводился 26–29 сентября, только 21% россиян имеют представление о том, кто такой Игорь Стрелков. Однако среди тех, кто знает о бывшем министре обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики и руководителе движения «Новороссия», отношение к нему в целом положительное и даже восторженное.
У 7% респондентов он вызывает восхищение, 16% признались в симпатии к бывшему лидеру донецких ополченцев, и 18% не могут сказать о нем ничего плохого. Почти четверть участников опроса (24%) относятся к Стрелкову безразлично.
Но 11% опрошенных воспринимают лидера «Новороссии» настороженно, предпочитая занять по отношению к нему выжидательную позицию. Еще 10% не могут сказать о нем ничего хорошего, у 3% он вызывает антипатию, а у 2% — отвращение. Каждый десятый не смог сформулировать свое отношение к Стрелкову.
В рамках того же опроса сотрудники Левада-центра расспросили респондентов и об их отношении к Алексею Навальному. Оказалось, что его знают заметно больше россиян, чем Стрелкова, — 48%, но и отношение к нему в целом негативнее.
В той или иной степени положительно отозвались о создателе антикоррупционного проекта «РосПил» 14% опрошенных, отрицательные чувства испытывают 35%, большинство же — 47% — к одному из лидеров российской оппозиции относится безразлично.
Любопытно, что больше, чем о самой фигуре Стрелкова, в конце сентября в России знали о его первой пресс-конференции после отъезда из Донбасса, которую он дал 11 сентября, — 23% слышали о ней, 6% знали твердо. В ходе брифинга бывший главком самопровозглашенной ДНР обвинил людей из окружения Владимира Путина в предательстве интересов Донбасса. Относительно широкое знание об этом видеообращении тем более интересно, что его никак не освещали центральные телеканалы.
«Когда мы задавали вопрос, кто такой Игорь Стрелков, по имени его опознали 21%. Когда же мы спрашивали о видеообращении Стрелкова, то это позволило его идентифицировать большему количеству людей. То есть на самом деле его знают порядка 30%, но, поскольку в медийном пространстве он не сильно проявлялся, имя его не запомнилось. Ситуация такая: «Был какой-то мужик, вроде нормальный, а как его зовут, не помню». А когда начинаешь напоминать, люди узнают, что это Стрелков», — объясняет этот парадокс замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин.
Однако, несмотря на то что Стрелков покинул театр военных действий и сейчас занимается обеспечением гуманитарных поставок в Новороссию, российское общественное сознание воспринимает его исключительно как военного лидера.
К попыткам Стрелкова заявить о себе как о политическом деятеле наши сограждане относятся прохладно. В частности, они не одобрили его обвинения в адрес путинского окружения.
С тем, что в поражениях ополченцев в июне-августе повинны прозападные предатели в окружении Путина, готовы согласиться только 16% участников опроса. 41% респондентов, наоборот, осудили подобные выпады. Правда, 43% вообще не смогли определить свое отношение к политическим претензиям бывшего лидера ополченцев.
«Его воспринимают в ипостаси военного руководителя Донецкой республики, человека, который защищал Славянск и Донецк. А его участие в политике, критика руководства России не пользуются той поддержкой, какой пользуется он сам как герой этой войны. Граждане вообще сейчас не склонны искать проблемы в деятельности правительства, какие-то конфликты в нем, как это было в мирные времена. Сейчас не до того», — поясняет Гражданкин.