К тем, кто занимается бизнесом, в целом относятся «очень хорошо» и «скорее хорошо» 75% россиян, следует из опроса «Левада-Центра», проведенного специально для «Ведомостей». Но уровень одобрения напрямую зависит от масштаба предпринимательской деятельности: в отношении индивидуальных предпринимателей сумма положительных ответов составляет 81%, для владельцев средних предприятий — 78%, а работу крупных бизнесменов одобряют лишь 57% респондентов (см. таблицу). К мелкому бизнесу всегда относились лучше: считается, что эти люди идут на риск, и это вызывает уважение, объясняет замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Отношение к крупному бизнесу традиционно более скептическое, но и оно стало лучше по сравнению с тем, что наблюдалось 10-15 лет назад, отмечает социолог.
Показательны ответы на вопрос, можно ли честно заработать большие деньги: с тем, что такое невозможно ни сейчас, ни 15-20 лет назад, согласна почти половина опрошенных, а в то, что сколотить крупное состояние честным путем можно во все времена, верят лишь 11%. «Люди считают, что в основе всякого бизнеса есть нарушение закона, и большинство в России, по нашим данным, уверено, что здесь невозможно жить и его не нарушать», — подчеркивает Гражданкин. Впрочем, нарушение закона само по себе не является основанием для негативного отношения, оговаривается социолог, ведь бизнесмены приносят обществу пользу, и все больше людей это осознают, особенно это важно в сегодняшних реалиях. Поэтому и число тех, кто считает, что заработать честно можно было либо 10-15 лет назад, либо сейчас, все-таки увеличивается. «Проблема нищеты почти решена, сменилось поколение, и молодые люди относятся к бизнесу не так настороженно, как в советское время», — поясняет Гражданкин.
В то же время давать бизнесменам какие-то законодательные послабления россияне не готовы. Например, наличие в Уголовном кодексе более мягких наказаний за мошенничество в сфере бизнеса, чем за прочие виды мошенничества, не нравится в сумме 53% респондентов. А 54% опрошенных считают «определенно» или «скорее неправильным» запрет на содержание под стражей для подозреваемых и обвиняемых в экономических преступлениях — против всего 29% россиян, одобряющих такой подход к гуманизации уголовного законодательства.
Народ верит телевизору, где говорят, что все делается для бизнеса, анонсируется упрощение регулирования и смягчение законодательства, поясняет лидер движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева, но последний тренд пропаганды — это разговоры правоохранительных органов о том, что предпринимателей зря вывели из-под 159-й статьи УК о мошенничестве. Эти противоречия отражают трения в верхах: экономический блок правительства выступает за послабления, силовой же блок недоволен низкими сроками для предпринимателей, так как эти уголовные дела «дешевле продаются», считает Яковлева.
Ошибочно разделять в опросе общество и предпринимателей, бизнес — это экономическая основа общества, уверен экс-президент «Опоры России», секретарь Общественной палаты Александр Бречалов: «В ситуации, когда все неблагополучно с бюджетом, ценами на нефть и курсом доллара, платить будут предприниматели». А в части санкций за мошенничество стоит взять пример с Европы, где бизнесмены, нарушившие закон без риска для жизни и здоровья, выплачивают государству штраф или занимаются общественными работами и государство не тратит денег на их содержание в тюрьме, заключает Бречалов.