Данная статья построена на материалах массового опроса москвичей, проживающих и находящихся в зоне между двумя кольцевыми автострадами: Московская кольцевая автодорога (МКАД) и Третье транспортное кольцо (ТТК), а также на материалах фокус-групп с участием жителей четырех районов этого пояса. В зоне между названными кольцевыми магистралями проживает подавляющая часть населения Москвы – около 8/10. Опросом не были охвачены обширные территории, но малочисленное население «новой Москвы», и зона внутри Третьего транспортного кольца, где также проживает незначительная часть москвичей.
Исследование проводил осенью 2013 г. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) в интересах Московского Урбанистического Форума (Проект «Археология периферии»). Первоначальный вариант настоящего текста опубликован в коллективной монографии «Археология периферии» (М.2013 г.). Монография также доступна в интернете на сайте Московского Урбанистического форума.
Опрос был построен так: интервьюеры Левада-центра были размещены по специальной схеме в жилых микрорайонах основных частей указанного пояса. Они обращались к гражданам, следовавшим по улицам и проездам, отбирая их с заранее заданным шагом (опрашивая каждого 10-го, 13-го и т.д. в зависимости от размеров района и микрорайона). Первый вопрос, который задавали, был о том, живет ли человек в этом районе. Те, кто давали утвердительный ответ, опрашивались по одному вопроснику, те, кто говорили, что здесь не живут, опрашивались по другому вопроснику. Первых опрошено 700 человек, вторых 300. У тех и других спрашивали, где они родились (в Москве или не в Москве) и если они жители Москвы, то сколько лет живут здесь. Для анализа были выделены несколько категорий, которым были присвоены условные названия.
Предметом обсуждения был выбран район. Люди, которые ответили, что они живут в данном районе, далее в тексте называются «жители района». Те из них, кто, по их словам, родились в Москве, называются в тексте «урожденные москвичи» иногда «коренные москвичи». Те, кто родились не в Москве, но проживают в ней и в данном районе, называются описательно или как «приехавшие жители района».
Те, кто ответили на вопрос в том смысле, что они не являются жителями данного района, находятся здесь временно, в тексте именуются «гости». Те из них, кто постоянно проживают в Москве в другом ее районе, называются в тексте «гости-москвичи». Те, кто приехал из других субъектов РФ или из других стран, именуются: «приезжие».
Для анализа были выделены четыре половозрастные группы: мужчины и женщины, до 40 лет и старше 40 лет. Соответственно они иногда именуются как более молодые и более пожилые. По признакам располагаемого дохода респонденты были разделены на категории имеющих менее высокий доход и более высокий. Соответственно первые названы менее зажиточными, вторые – более зажиточными.
Анализ в основном построен на ответах москвичей, жителей тех районов, где проводился опрос (700 опрошенных). Данные из опроса 300 «гостей» имеют меньшую надежность и привлекаются в отдельных случаях для сравнения.
В статье приводятся распределения полученных ответов в среднем по соответствующим массивам. Цифры на графиках или в таблицах означают долю давших соответствующий ответ – в процентах от общего числа опрошенных.
Представляют интерес и ответы респондентов не в средних значениях, а по отдельности — из оговоренных выше категорий (мужчины и женщины до 40 и после 40 лет, коренные и некоренные москвичи и др.) Их ответы приводятся не на графиках или в таблицах, а в тексте.
Наиболее существенные наблюдения и выводы выделены полужирным шрифтом.
У всех категорий опрошенных преобладает хорошее настроение
Начнем описание с характеристики настроений. У всех категорий опрошенных преобладает хорошее настроение.
Особенно часто хорошее настроение преобладает среди жителей района (прекрасное – у 24% зажиточных, «нормальное» у 60% молодых мужчин). Настроения приезжих (не-москвичей) несколько менее лучезарное (рис. 1).
Рисунок 1. Что бы Вы могли бы сказать о своем настроении в последние дни?
В ходе опросов на территории между МКАД и ТТК среди жителей соответствующих районов — урожденных москвичей такие настроения отмечали 80%, а среди жителей районов, родившихся вне Москвы, 72%. Среди гостей, считающих себя москвичами, позитивные настроения отмечали у себя 76%, среди собственно приезжих – 68%. Для сравнения можно сказать, что среди москвичей, опрошенных 12-17 октября в ходе другого исследования Левада-центра, позитивный настрой отмечали 69%. (Не исключено, что на их настроения негативно повлияли происходившие незадолго до опроса погромы в одном из московских районов – в Бирюлево. Наши фокус-группы отразили обеспокоенность москвичей в этой связи).
Настроение плохое (напряжение, раздражение, страх, тоска) испытывают женщины чаще, чем мужчины. Более всего им охвачены женщины до 40 лет из числа гостей (34%). В этой же половозрастной категории но среди жителей района таких 28%. Среди старших женщин – жительниц района лиц с таким настроением 23%, среди старших женщин из числа «гостей» – больше, а именно 27%. Мужчины в целом настроены более оптимистично. Мужчины до 40 среди жителей района в 12 случаях из 100 испытывают описываемые отрицательные переживания, а мужчины старше 40 – в 10 случаях. Среди более молодых мужчин из числа гостей жалуются на депрессию 20 человек из 100, а среди старших — вдвое реже.
Из данных рис. 2 видно, что «укорененность» в Москве обеспечивает более хорошее расположение духа. Среди жителей района уроженцы Москвы меньше жалуются, чем некогда приехавшие из других мест (17% против 25%). Среди гостей района москвичи жалуются реже собственно приезжих: (20%:28%). Наконец, видна явная связь настроений и материального положения людей. Среди жителей района менее зажиточные жалуются чаще (23%), более зажиточные — реже (15%). Среди гостей различия еще резче (32%:16%).
Рисунок 2. Доля, имеющих хорошее настроение
Таким образом, можно заключить, что максимум социального оптимизма сосредоточен в мужской части урожденных москвичей, постоянных жителей района, имеющих уровень жизни выше среднего, а минимум – среди женской части более бедных приезжих.
Социальный статус, доходы и имущество
Наиболее значительная категория жителей (более четверти от их общего числа) трудится в качестве специалистов (со специальным образованием). Среди мужчин старше 40 их доля достигает почти 45%. Чуть менее четверти всего населения составляют пенсионеры. Но среди немолодых женщин их более 47%. Служащие без специального образования – это одна пятая населения. Рабочие – одна десятая, при этом женщин до 40 лет на рабочих должностях – 22%. Управленцы в целом составляют менее 6% взрослого населения, но среди женщин до 40 лет их доля – почти 10%. Среди этих женщин управленцев вдвое больше, чем предпринимателей. А среди мужчин того же возраста бюрократов и буржуа поровну – по 7%. (Примечательно, что вообще все предприниматели этого пояса Москвы – моложе 40 лет). Наш опрос не мог захватить крупных предпринимателей, как и крупных начальников (они редко ходят по улицам). Но если говорить о мелких и средних чиновниках и бизнесменах, то в московском населении в целом бюрократов в два раза больше, чем капиталистов. Что касается доходности среднего и мелкого бизнеса по сравнению с доходностью средних и мелких руководящих должностей, то обратим внимание на следующее: среди зажиточного населения чиновников втрое больше, чем предпринимателей, а среди бедной части – их вдвое меньше чем предпринимателей.
Имущественное положение москвичей, проживающих в изучаемой зоне, видно из их ответов на традиционный набор вопросов Левада-центра. Рядом приводятся результаты опроса населения всей Москвы, осуществленного в том же месяце.
Из сравнения видно, что в общих чертах материальное положение изучаемого контингента и населения Москвы совпадает (рис. 3). Однако среди населения этой зоны несколько меньше доля наиболее зажиточных граждан. Есть основания полагать, что значительная часть этого контингента проживает внутри Третьего транспортного кольца, по-другому – в центре, а не на периферии Москвы.
Рисунок 3. Каков уровень доходов Вашей семьи?
Что касается общего баланса материального положения, то видно, что доля зажиточных составляет около одной десятой, почти половина московских жителей живет в положении ограниченного достатка. Остальные – жители со скромными возможностями. Существенно, что тех, кто сообщает о значительных материальных трудностях, немного, явно менее 1/10. Хотя говорить о наличии значительного «среднего класса» не приходится, но надо обратить внимание на очень высокую концентрацию (85%) оценок на двух позициях именно в середине шкалы. Несравненно меньше наполнение крайних позиций. (Впрочем, заметим еще раз, что самые богатые, как и совсем нищие, как правило, недопредставлены в таких опросах. Их достижимость очень мала).
Важный момент: среди родившихся в Москве доля покупающих «дорогие вещи» — 51%, среди приехавших в Москву, пусть и давно, она равна 44%, в еще более высокодоходной категории перевес, пусть небольшой, снова в пользу «коренных» москвичей. В менее зажиточных группах картина обратная. Очевидно, что социальный и иной капитал, накапливаемый более чем одним поколением в московской семье, выше, чем тот, который может быть накоплен на протяжении жизни одного поколения в условиях того же города. Другой фактор – относительно более старший (средний) возраст приезжих, нежели «коренных», соответственно, более высокая доля пенсионеров, что в свою очередь, объясняет более низкие располагаемые доходы.
Вот каковы источники доходов у москвичей, проживающих в этой зоне (рис. 4):
Рисунок 4. Каковы основные источники доходов Вашей семьи?
Доходы от предпринимательской деятельности выше всех у молодых мужчин (7%), у остальных категорий они составляют совсем малую долю. Заработки лиц свободных профессий или от свободных занятий везде ничтожно малы. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности выше всех у женщин моложе 40 лет (8%). Доходы от сдачи квартир внаем достигают 5% у более зажиточных. Им есть что сдавать и это их делает еще богаче. 77% москвичей живут на зарплату, среди мужчин старше 40 лет этот показатель достигает 95%, около трети живут на пенсию – собственную или члена своей семьи (о таком существовании сообщают, ни много ни мало, 38% женщин до 40). В сегменте менее зажиточных значение пенсии – 48%, в сегменте более зажиточных в два с лишним раза ниже – 21%. Отметим еще раз, что массовый достаток в Москве создается службой, а не бизнесом. Зажиточные москвичи в 9 случаях из 10 имеют достаток от зарплаты. Напомним, что это зарплата, если она высокая, — зарплата руководителей, чиновников.
Опрос дает информацию о том, чем располагают москвичи, проживающие в изученной зоне (рис.5).
Рисунок 5. Что из перечисленного имеется в Вашей семье?
Отметим прежде всего очень высокий для России уровень автомобилизации. Даже в семьях незажиточных 37% располагают какой-то машиной. (Из других опросов известно, что в этом сегменте сконцентрирован парк неновых и просто старых отечественных автомобилей). Но второго автомобиля там нет ни у кого. Среди более зажиточных семей одним автомобилем располагают 63%, вторым и более – 17%.
Две и более квартир имеют 13% мужчин моложе 40 лет – вдвое больше, чем у женщин их возраста и почти вдвое больше, чем у мужчин старше 40. Среди коренных москвичей вторую квартиру имеет примерно каждый десятый, среди «некоренных» москвичей – в полтора раза меньше. Незажиточное население тоже в какой-то мере (5%) владеет таким ресурсом.
97% жителей района проживают в отдельных квартирах, доля проживающих в коммунальных квартирах колеблется от 1% для более зажиточных до 4% для наименее зажиточных. При этом 78% сообщают, что квартира принадлежит им или членам их семьи, еще 13% ответили, что квартира принадлежит их родственникам. Показательно, что среди родившихся в Москве владельцы составляют 84%, среди родившихся вне Москвы – 69%. Для последней категории жить в квартире, принадлежащей родственникам, приходится 17%, для москвичей – только 10%. Неприватизированное (муниципальное, ведомственное) жилье в среднем у 7%, но среди менее зажиточной части в таких условиях проживают 11%, а среди более зажиточных – менее 5%.
Показательно распределение разных по состоятельности жителей по этажам (рис. 6). Среди менее зажиточных в пределах 5 этажей живут 52%, из них 18% на 1-2 этажах. А среди более зажиточных в пределах пяти этажей – 43%, в том числе на первых двух – 12%. Среди первой категории на 11 этаже и выше проживают 16%, а среди второй – 19%. Можно предположить, что более бедное население гораздо чаще, чем зажиточное, размещается в пятиэтажках, построенных давно, а более зажиточное – в более новых домах более высокой этажности.
Рисунок 6. На каком этаже Вы живете?
Весьма интересна картина владения загородным жильем, недвижимостью вне Москвы. Как видно, наиболее распространенный вид загородных владений – домик на садовом участке. Он имеется у 38% более зажиточных и 22% менее зажиточных москвичей. Дом в деревне, наоборот, чаще имеется у более бедных (16%), реже у более зажиточных (13%), аналогично он есть у 16% родившихся не в Москве и у 13% урожденных москвичей. Ясно, что часть приехавших сохранила связь со своими корнями в деревне, ясно и то, что их отставание от москвичей в динамике урбанизации сказывается на их накопленном в Москве капитале.
Приехавшие некогда в Москву частично сохранили недвижимость в других местах (7%), у «коренных» москвичей ее можно встретить вдвое реже.
Коттеджи, загородные дома в целом имеются у примерно 8% опрошенных. (В очередной раз напомним, что наиболее богатые москвичи, во-первых, реже всего живут в изучаемых районах, во-вторых, те, из них, кто там живут, скорее всего не охвачены опросом).
Жители и гости района
Опросом охвачено 300 человек, не подпадавших под категорию «жители этого района». Как сказано в начале статьи, мы будем их условно называть «гости района». Около 2/3 из них обозначили себя как «москвичи». (Размеры выборки ограничены, поэтому точность пропорций в этом случае и во всех остальных относительно невелика).
Среди не-москвичей более половины составляли жители Московской области. Это важный результат исследования. Основная часть приезжих прибыла из ближней периферии Москвы. Среди остальных гостей-немосквичей россияне (жители других регионов РФ, кроме Московской области) составляют приблизительно треть. Только одна десятая респондентов из названной категории – прибывшие из зарубежных стран. Опрос, таким образом, не позволяет подтвердить основательность претензий москвичей, выраженных на фокус-группах, относительно «засилья» мигрантов из других стран. Мы не можем на основании результатов опроса говорить о том, каково общее число приезжих из других стран в обследованной зоне, поскольку есть основания полагать, что в момент опроса, который проводился, напомним, на улицах и в жилых кварталах города, основное число гастарбайтеров находились на рабочих местах – на стройках, на предприятиях, на рынках, либо (о чем много говорилось на фокус-группах с жителями Гольяново и Капотни) на транспортных узлах, таких, как автовокзал. Однако опрос проводился именно на тех пространствах, которые жителям района естественно считать «своими», и где присутствие «чужих» наиболее ощутимо. Стало быть, именно про эти пространства мы можем сказать, что для их постоянных жителей вероятность встреч там с приезжими из других республик не велика, а с приезжими из других стран еще в три раза меньше: из ста не-проживающих в данном районе менее 9 человек – приезжие из иных частей РФ и менее трех – из иных стран.
Среди гостей резко смещен гендерный баланс. Гости существенно моложе постоянных жителей. Их средний возраст 38 лет, тогда как средний возраст местных 44. Среди гостей не-москвичей ощутимо преобладают мужчины (64%).
Сравнение имущественного положения гостей не-москвичей и жителей района показывает, что приезжие — менее обеспеченные люди (рис. 7). (Еще раз подчеркнем, что речь идет о тех приезжих, кто встречается на улицах района. Можно предполагать, что гастарбайтеры на стройках и рынках принадлежат к существенно более бедным слоям).
Рисунок 7. Каков уровень доходов Вашей семьи?
«Гости» – немосквичи, собственно «приезжие», отличаются от москвичей (и «гостей» и жителей района) существенно более низким уровнем образования. У них он почти в два раза ниже, нежели у жителей района – уроженцев Москвы. Среди «гостей»- немосквичей имеют среднее специальное столько же, сколько высшее (27%), среднее общее – 23%. С неполным средним и ПТУ на его базе около 12%. Разумеется, наименее грамотные гастарбайтеры, которых расселяют вне черты города и содержат гуртом на стройках и пр., опросом не охвачены. Но данные исследования не позволяют говорить о том, что приезжие, которые встречаются на улицах районов – это полностью неграмотные люди. Между тем, это часто повторяют москвичи.
Среди охваченных опросом не-жителей района москвичи, т.е. приехавшие из других частей города, в 60 случаях из 100 находятся здесь по личным, семейным делам, менее 10% — на прогулке или за покупками, и только остальные (менее трети) – по делам работы, бизнеса, учебы. Таким образом, коммуникации москвичей внутри зоны между МКАД и ТТК в очень большой степени связаны с личными, а не деловыми целями (об этом же свидетельствуют ответы участников фокус-групп). И хотя почти пятая часть намерены здесь гулять, пешком в этот район пришли всего 7%.
Среди гостей не-москвичей соотношение целей пребывания обратное. Почти 70% из них находятся здесь по делам, никто не пришел «гулять». Почти никто не пришел пешком. Очень мало прибыли за покупками. Вдвое реже отмечаются семейные контакты. Это не удивительно, учитывая молодой возраст приезжих, их гендерную диспропорцию в пользу мужчин, такие их цели пребывания в России и Москве, как заработок. Собственно, даже указанный респондентами уровень в 8% «семейных» целей пребывания говорит об изрядном уровне закрепления в Москве через образование семей.
Почти все цели пребывания, кроме рабочих и деловых, названы «личными». Учитывая предположительно высокий уровень их включенности в неформальную экономику, можно предположить, что под этим именем скрыты также деловые контакты неформального характера.
Около 60% москвичей, прибывших в другой район, приехали на метро, еще 22% на автобусе, 11% на маршрутке. Более 15% прибыли на личном автомобиле. Отметим, что внутригородской наземный электрический транспорт (трамвай, троллейбус, электричка) для москвичей, приехавших из одного района города в другой, не играет роли, сопоставимой хотя бы с маршрутками (5% в сумме против 11%). (рис. 8).
Рисунок 8. Гости: как сегодня попали в этот район?
Среди приезжих не-москвичей почти треть ночевали в этом районе. На метро прибыли столько же, сколько посредством электрички и автобуса (24%, 23%, 23% соответственно). Почти вровень с москвичами стоит использование маршруток (9%). Личным автомобилем пользовались не менее часто (11%).
Никто из опрошенных не использовал для приезда в район велосипед. В Москве сейчас (год спустя после проведения опроса) появляется все больше велосипедистов. Значительная часть из них использует велосипед для спортивно-развлекательных целей. Можно полагать, что растет и число тех, кто пользуется им как средством транспорта для поездок с деловыми целями. Судя по опыту других столиц, доля горожан, использующих для таких целей велосипед, будет расти. (Правда, климатические условия Москвы являются в определенной мере препятствием для этого). В этой связи отметим, что для значительной части москвичей социальным идеалом, мечтой является личный автомобиль и поездки на нем. «Авангард» отказывается от такого идеала и переходит к более легким и подвижным (мотоцикл, скутер) и экологически чистым (велосипед, скейты, ролики) средствам передвижения.
Ясно, что почти треть «приезжих» находит приют где-то в данном районе, а почти четверть приезжает из пригородов на электричке. Примечательно, что уровень пользования личным автомобилем для попадания в этот район у них сравним с приехавшими туда москвичами (11% против 16%), а уровень пользования метрополитеном – в два с лишним раза ниже (24% против 57%).
Много ли старожилов и кто живет по соседству
Из данных опроса видно, как давно население проживает в московской селитебной зоне (рис. 9).
Рисунок 9. Давно ли Вы живете в этом районе?
Стаж более 10 лет имеют три четверти жителей. Среди родившихся в Москве 45% живут в этом районе более 30 лет, т.е., вероятно это первопоселенцы района, те, кто некогда получили квартиры в новостройках. Московская демография такова, что среди старожилов более всего пожилых женщин, а среди последних более всего проживших в этом районе более 30 лет.
Таковы ответы самих опрошенных. А кто, по их оценкам, в основном проживает в этом районе? Ответы на такой вопрос, т.е. на вопрос, кто есть символический хозяин этого пространства, оказались весьма зависимыми от категории отвечающих. Жители района, родившиеся в Москве, чаще всех других заявляют, что здесь живут такие же, как они, т.е. родившиеся в Москве (36%). Те, кто живут в данном районе, но родились не в Москве, а приехали более 15 лет назад, чаще всего (33%) считают, что именно такие люди, как они, в основном живут в этом районе.
Среди гостей чаще всего (около трети) не имеют ответа на этот вопрос. Среди тех гостей-москвичей, кто имеет мнение, наиболее частый ответ – живут «родившиеся в Москве» (23%), но почти столь же часто говорят — «приехавшие в Москву более 15 лет назад». Среди гостей-приезжих, согласившихся отвечать, преобладает мнение, что здесь живут люди, приехавшие менее 15 лет назад. Чаще всех остальных категорий они называют срок пребывания в Москве 2-5 лет назад — 12%, тогда все москвичи, и гости и «хозяева» района – 7%.
Приведенные выше результаты с очевидностью показывают, что оценка таких, казалось бы, «объективных» фактов, как состав населения по стажу пребывания в Москве, сама зависит от этого стажа. Здесь очевидным образом проявляется действие общей социально-психологической закономерности, согласно которой оптика каждой социальной группы определяется ее самопредставлением, а последнее во многом зависит от ее социального опыта и обстоятельств формирования. Другим фактором являются аспирации. Можно предполагать, что для многих приезжих является желанной цель закрепиться в Москве. Потому приезжие в отличие от «коренных москвичей» и живущих давно не считают «коренных» главной группой в населении района, а отдают первенство по численности приехавшим 5-15 лет назад.
Наиболее резкое различие в ответах на вопрос, «кто здесь живет?», встречается в ответах по поводу доли «коренных» москвичей среди живущих в районе. Оценка, даваемая живущими в Москве пусть давно (две трети из них живут более 15 лет), но все же не с рождения, более, чем в 2 с лишним раза ниже, чем даваемая «коренными» же москвичами. При этом различие в оценках теми же группами долей не урожденных москвичей, а проживающих со стажем от двух до пятнадцати и более лет, незначительно. Думаем, это есть следствие важности статуса «коренного москвича», которая заставляет «коренных» утверждать свою главенствующую роль в районе, а «некоренных» ее занижать, ставя себя на первое место.
Из всей суммы мнений можно сделать вывод, что более 60% лиц, живущих в поясе между МКАД и ТТК, более 40% москвичей, находящихся там временно, и более 33% приезжих считают, что в Москве население в основном оседлое, живущее в Москве не менее 15 лет (рис. 10).
Рисунок 10. Мнения респондентов о том, кто в основном проживает в районе?
И другие данные исследования показывают, что население изучаемого пояса Москвы по преимуществу оседлое. Среди родившихся в Москве менее 14% живут здесь менее 10 лет. В своем районе даже люди моложе 40 лет в 70 и более случаях из 100 указывают, что живут не менее 10 лет. Характерно при этом, что и в категории до 40 лет и в категории старше 40 лет женщины чаще указывают, что живут здесь более 30 лет, а мужчины – что менее 30. Мужчины же обнаруживают меньшую связь с районом. В возрасте до 40 лет половина из них предпочли бы, живя в этом районе, время от времени выезжая в другие места, лишь 27% хотели бы жить там и никуда не выезжать. Среди женщин до 40 лет меньше желающих жить в данном районе, выезжая в другие места (40%). Они в полтора раза чаще мужчин (38% против 27%) хотели бы здесь жить безвыездно. У мужчин старше 40 соотношение желающих жить здесь с выездами и жить безвыездно 47%:33%, у женщин этой возрастной категории ровно наоборот — 34%:48%.
Имущественный статус сильно связан с возрастом. Старшее поколение, где доминируют пенсионеры, (а среди них – женщины), гораздо беднее более молодых, где доминируют работающие. Поэтому получается и результат, что пожилое население (оно же менее зажиточное и с большей долей женщин) и дольше прожило в этом районе и чаще (43%) выражает желание жить там, никуда не выезжая. А более зажиточные (они же более молодые и с большей долей мужчин) предпочли бы жить в этом районе, выезжая в другие места по мере надобности.
Часто говорят о том, что нынче в Москве люди не знают, кто живет рядом с ними. Но доля затруднившихся ответить на вопрос «Кто в основном проживает в вашем подъезде, доме?» была менее 1/6 от всех опрошенных. «Очень многих» в своем микрорайоне знают 44%, а среди женщин старшего возраста – 54%. Знают «несколько человек» 46%. Сказавших, что они «никого не знают» — менее 2%. При этом постоянно или иногда обсуждают проблемы дома и прилегающей территории с соседями более половины (среди пожилых женщин — 70%).
Своими соседями люди полагают в основном родившихся в Москве (28%) или приехавших в Москву более 15 лет назад (29%). При этом чем старше люди, тем более они склонны видеть в соседях «коренных» москвичей. И те, кто родились в Москве, уверены, что и среди соседей таких, как они, существенно больше (36%).
Важно, что доля недавно приехавших оценивается местными жителями как невысокая: 7% — приехавшие 2-5 лет назад и 5% — приехавшие менее 2 лет назад. Собственно «приехавшие» — гости с минимальным стажем пребывания в Москве — эту долю полагают еще ниже.
В целом о населении своего района люди высказываются сдержанно. Основной ответ – уклончивый («есть разные люди…») 60%. Такой же ответ преобладает в оценке населения Москвы в целом. Но говоря о жителях Москвы в целом опрошенные практически поровну давали ответы «они мне в основном нравятся» и «они мне в основном не нравятся» (по 13%). А оценивая жителей своего района, люди все-таки несколько чаще давали положительную оценку (15% против12%). При этом у женщин моложе 40 лет преобладает недовольство соседями, а у женщин старше 40, напротив, преобладает позитивное отношение.
Что касается знакомства с территорией района, то более всего она знакома молодым мужчинам. В целом 37% знают «каждый дом, двор, улицу», только 6% с районом в основном не знакомы.
Потребление материальных и духовных благ
Две трети жителей района сообщают, что магазин, где можно регулярно покупать подходящие им продукты питания, расположен «недалеко». «Не очень далеко», сказали еще около 30%, пожаловались, что «далеко» лишь 4%.
Что касается ближайшей станции метро, то находят, что она «недалеко» 47%, что «далеко» — говорят 16%. (Недавние москвичи более снисходительны, среди них 50% считает, что метро близко и только 13% находит, что оно далеко).
Для москвичей имеет большое значение возможность (хотя бы принципиальная) регулярно совершать прогулки по парку. Парк, большой сквер, где можно гулять, отдыхать расположен недалеко от их дома, сообщают 47% жителей (среди молодых женщин – 51%, среди немолодых – 43%). «Не очень далеко» сказали 41%. По мнению 11% (а среди немолодых женщин 15%) такой парк «далеко».
Примерно так же жители районов оценивают доступность ближайшего кафе, бара, ресторана, где им хотелось бы бывать. Чаще всех ответ «недалеко» дают люди моложе 40 лет, прежде всего – мужчины (48%). Они в наибольшей мере включены в соответствующую культуру. Пожилые женщины, группа наименее включенная в эту «культуру кафе», реже всех считают, что такие заведения близко (39%). Но речь видимо идет, в том числе, о символической близости. Они же в пять (!) раз чаще молодых мужчин вообще не знают, далеко ли эти заведения. Взятые под углом зрения зажиточности примерно эти же группы показывают такое же разительное различие в информированности о размещении «злачных мест» в их районе (4:1).
Опрос позволяет, таким образом, заключить, что для большинства жителей зоны между МКАД и ТТК доступность метро, магазинов и парков удовлетворительная.
Из данных опроса ясно, что в принципе торговая сеть внутри этой зоны Москвы обеспечивает население продовольствием (рис. 11) — 95% всех жителей пояса покупают продукты в пределах своего района. Наиболее мобильная часть населения (28%-29% мужчин) приобретает также продукты в других районах Москвы и часть из них (16%-17%) также покупает их за пределами МКАД. Во всех обсуждаемых группах порядок именно такой: 9/10 закупаются в своем районе, далее еще 1/5-1/4 в других районах, 1/6-1/8 – за пределами Москвы и еще меньше (13%-14% мужчин) в центре Москвы. Центр Москвы – не для этого.
Рисунок 11. Покупаете ли Вы продукты питания, и если да, то в каких районах города?
Потребление культуры устроено иначе (рис. 12).
Рисунок 12. Посещали ли Вы учреждения культуры (кино, концерты, театры, музеи и пр.) В течение последних 12 месяцев, и если да, то в каких районах города?
Вначале о тех, кто не посещал учреждений культуры в течение последнего года. Их 33% среди молодых женщин. Видимо, это матери с маленькими детьми. Среди их ровесников (и отцов их детей) не посещавших учреждения культуры ни разу за год чуть ли не в 5 раз меньше. Женщины моложе 40 лет почти в 2 раза реже своих ровесников-мужчин посещают такие учреждения в центре Москвы. Это немобильное население. Другая категория с такой же сниженной частотой посещения – это наименее зажиточные (33% не были нигде за последний год). В других районах Москвы они, как и вообще пожилые женщины, бывали (с культурными целями) меньше всех – 21 человек из 100 (среди зажиточных – 38 человек).
В норме, которую нам показывает среднее по массиву, половина населения изучаемой зоны заявляет, что потребляет культуру в центре города. Много выше нормы использует центр мужская часть населения (70% мужчин старше 40 и 62% моложе 40). Более половины «коренных москвичей» против 43% тех, кто в Москве не с рождения, считают нужным ездить за культурным досугом в центр (или хотя бы утверждать это). На втором месте стоит получение культурных услуг в своем районе. Мужчины и здесь пусть немного, но активнее женщин, «коренные москвичи» снова активнее тех, кто в Москве жил не всегда (39% против 33%). Интересно отметить, что зажиточная часть населения опережает более бедную по посещениям учреждений культуры в своем районе (38% против 35%) гораздо менее, чем «на выезде» в центр (59% против 36%) или другие районы (38% против 22%). Потребление культуры за пределами Москвы почти не происходит, всего 4-5 человек из 100 делали это в течение последнего года.
Какой же культурой окормляются те москвичи, которые не могут или не привыкли посещать учреждения культуры, в особенности городские, центральные?
Материалы исследования показывают, что компьютер (интернет) не взял на себя роль конкурирующего очага культуры. Те, кто меньше посещают учреждения культуры, в свою очередь реже потребляют интернет-информацию или используют для развлечения компьютер. Молодые женщины в 10 раз чаще молодых мужчин объявляют, что не пользуются компьютером вообще. Материально-недостаточные говорят, что не пользуются компьютером, в 4 раза чаще, чем более зажиточные.
Исследование ясно показывает, что роль культурного очага для массовых категорий населения московской территории между МКАД и ТТК играет телевидение (рис. 13). Об антагонизме интернета и телевидения сказано немало. Мы можем показать это на таких примерах. Молодые женщины, как сказано, в разы чаще мужчин не пользуются компьютером. Но у них же в два с половиной раза ниже, чем у мужчин доля не пользующихся телевидением. Интернетом больше пользуются богатые, нежели бедные. С телевизором – наоборот. Москвичи с рождения чаще, чем приехавшие в Москву, пользуются интернетом, но реже – телевизором.
Рисунок 13. Сколько часов в день у Вас включен (Вы пользуетесь)?
Треть молодых женщин и более трети – немолодых держат телевизор включенным по 3-5 часов в день, еще 18% более молодых и 24% старших женщин находятся рядом с включенным телевизором по 6 и более часов в день. Мужчины пользуются телевизором более избирательно. 22% процента более молодых, 17% более пожилых мужчин имеют его включенным, по их словам, менее часа в день. Наиболее частый их ответ (36% и 40% соответственно), что у них телевизор работает 1-3 часа.
Налицо два разных режима использования телевизора: избирательное («мужской» тип) и неизбирательное («женский» тип). Известно из многих источников, что модальный российский телезритель это «женщины 40+». Наше исследование это подтверждает, но добавляет, что на просторах московской территории готовятся к этой социальной роли женщины моложе 40 лет.
Пребывание в зоне влияния телевидения по нескольку часов заменяет им потребление города, городской среды и ее фокусов в лице центра города, в лице учреждений культуры. В этом контексте интересно, что молодые женщины чаще остальных говорили, что парк или сквер находится близко от их дома. Прогулка в парке – такой городской вариант антиурбанистического поведения – им в силу их семейного положения (маленькие дети) более доступен, чем поведение городское. Таковое им заменяет телевизор как суперурбанистическая виртуальная среда. Другое дело, что они предпочитают или вынуждены предпочесть этот пассивный вид виртуального потребления более активному, которое представляет компьютер.
Район глазами жителей и гостей
Москвичи отметили ряд достоинств своего района. Стоит сравнить мнения тех, кто живет в данном районе и тех, кто в него приехал на время (табл. 1).
Таблица 1. Что Вам кажется привлекательным в этом районе?
|
Ответы жителей |
Ответы «гостей» |
Жилье благоустроено и поддерживается в хорошем состоянии |
30 |
19 |
Относительная «дешевизна» жизни: близость рынков и сравнительно низкие цены на товары повседневного спроса и продукты питания |
35 |
22 |
Хорошая транспортная обеспеченность |
38 |
31 |
Развитость социальной инфраструктуры и ее удовлетворительное качество: школы, поликлиники, детские сады, и прочее |
40 |
21 |
Наличие мест развлечения, объектов культуры |
16 |
15 |
Близость к месту работы |
21 |
18 |
Благоприятная экологическая ситуация, близость к крупным паркам и другим природным территориям |
25 |
12 |
Удобное расположение относительно поездок на дачу |
16 |
7 |
Безопасный район |
14 |
10 |
Хорошие соседи |
16 |
2 |
Другое |
3 |
3 |
Нет ничего привлекательного |
6 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
12 |
В целом гости продемонстрировали, по сравнению с жителями обследованных районов, объяснимо меньшую уверенность в оценках (затруднившихся с ответом в 3-4 раза больше). Москвичи при описании своего района ответ «нет ничего непривлекательного» использовали в 20% случаев, гости – в 25%, т.е. дали в целом более благожелательную оценку району. Правда, критический ответ «нет ничего привлекательного» они давали тоже вдвое чаще москвичей – патриотов своего района (13% против 6%), но он встречается у них, как видим, вдвое реже общепозитивного ответа «нет ничего непривлекательного» (как сказано, 25%).
Среди москвичей максимум одобрения своему району высказали немолодые женщины (21%), а среди гостей их района максимум привлекательности в нем нашли женщины помоложе (29%). Первые знают ему цену, а вторые видят в нем перспективу для себя.
Приехавшие в данный район – поскольку они приехавшие – более всего ценят в нем транспортную обеспеченность. Чаще всех ее отмечают немолодые женщины (37%). Этот фактор на первом месте и для молодых мужчин, но среди них ему придают значение менее 25%. Среди прибывших в район молодых женщин более, чем среди прочих категорий (32%), обращают внимание на «Развитость социальной инфраструктуры и ее удовлетворительное качество: школы, поликлиники, детские сады, и прочее». Женщин немолодых, приехавших в этот район – скажем, в качестве бабушек — особо привлекают такие факторы, как «Относительная «дешевизна» жизни: близость рынков и сравнительно низкие цены на товары повседневного спроса и продукты питания» (32%).
Молодые мужчины ценят качество жилья в этом районе, но столь же высоко (19%) ставят они существующие в нем возможности для развлечения. Примечательно, что их ровесницы качество жилья оценивают несколько выше, а доступность развлечений – в два раза ниже. Видимо, часть видов времяпровождения, которые мужчины считают развлечением, женщины таким (для себя, или вообще) не считают.
Если сравнивать, какие преимущества района отмечают гости-москвичи и гости-немосквичи, видно три главных отличия. Для не-москвичей этот район это, в первую очередь, место работы и потому его доступность в этом качестве для них в полтора раза важнее. Москвичи сравнивают жилье в этом районе со своим собственным в другом районе Москвы и не находят особых отличий, а приезжие сравнивают с тем, что они оставили в своих местах выхода и жилье здесь им гораздо чаще кажется привлекательным. То же самое можно сказать о восприятии социальной инфраструктуры.
В общем же говоря, наибольшее число позитивных отзывов получила развитость социальной инфраструктуры в районе. Ее более всего оценили женщины (43%) главное оседлое население района. Транспортная обеспеченность вышла на второе место в целом, но, безусловно, на первое для молодых мужчин (42%). Ее особо ценят и менее зажиточные, т.е. те, у кого меньше собственных автомобилей (44%).
На третьем месте в целом оказалась «относительная дешевизна жизни», она важна для всех, наибольшее значение ей придают мужчины, притом старше 40 лет (39%).
Хорошее качество жилого фонда, как было сказано, радует, прежде всего, его владельцев.
Что касается отрицательных, непривлекательных черт района, в целом их отмечают существенно меньше, чем положительных (а именно в 2,3 раза меньше). Ответ «нет ничего непривлекательного» дают в 3,6 раз чаще, чем ответ «нет ничего привлекательного» (табл. 1 и рис. 14). Собственно, ответ об отказе видеть недостатки в среднем является наиболее частым. На первом месте среди претензий жителей района оказывается претензия к архитектуре, к монотонности застройки. На фокус-группах с жителями районов стало ясно, что, по их мнению, вполне сохраняется основание для того сарказма в отношении монотонности и однообразия застройки, который появился почти 40 лет назад в ставшем знаменитым фильме «Ирония судьбы». Ясно, что ни обживание района, ни средства малой архитектуры и ландшафтного дизайна, ни, наконец, выросшие деревья не в состоянии компенсировать ту травму, которую наносит личности стандартизация облика жилищ. Тоталитарный месседж, который она несет, указывающий любой личности, что ее индивидуальность заведомо отрицается, воспринимался на-ура за поколение до того, как началось реальное массовое строительство (в 1930-е годы в Италии, Германии, а по-своему и в СССР-России). Первые очереди массового стандартного строительства («Черемушки», появившиеся во многих городах), их регулярный план воспринимались позитивно, поскольку заселялись теми, кто приходил из коммуналок и общежитий. Интерьер «двушки» был для них много важнее экстерьера «пятиэтажки». Появление кварталов следующих серий уже было встречено в обществе роптанием по поводу «безликости».
Она и продолжает волновать жителей – но не гостей (рис. 14).
Рисунок 14. Что вам кажется непривлекательным в этом районе?
На первом месте и для гостей-москвичей и для приехавших стоит удаленность от центра (21%). Особенно часто ее отмечают немолодые женщины (26%), немолодые мужчины (24%), для женщин более молодых этот фактор кажется чуть ли не вдвое менее значимым, зато они почти вдвое чаще отмечают транспортную сторону этого же положения, плохую транспортную обеспеченность (18%). По сути дела, и у жителей района сумма этих факторов перевешивает любой иной. Но для жителей района играет важную негативную роль «плохая архитектура», для приезжих ее значимость не так велика. Приезжие и гости-москвичи одинаково часто (12%) выражают претензию к плохой экологической ситуации района, куда им пришлось приехать. Местные жители отмечают это еще чаще. Но в общем, ясно, что репутация районов приезжим известна.
Местным бросается в глаза плохое состояние жилья, приезжие отмечают этот момент в несколько раз реже (они меньше видят жилье «изнутри»). Отметим при этом, что критерии загрязненности и запущенности у приезжих почти такие же, как у гостей-москвичей.
12% среди «хозяев» района (и особенно – немолодые женщины) озабочены небезопасностью района, «плохими соседями». Для тех, кто в район только заезжает на время, этот фактор играет меньшую роль, хотя и среди них старшая часть женщин обеспокоена преступностью в наибольшей степени. Показательно при этом, что фактор «плохие соседи» большая часть гостей просто не считает существенным. Известно, что маргинальные группы зачастую демонстрируют более высокую неприязнь к другим маргиналам, нежели это делают «коренные» жители. Жалобы на «плохих соседей» среди жителей района – урожденных москвичей встречаются вдвое реже, чем среди родившихся не в Москве, а среди москвичей — гостей района в три раза реже, чем среди приезжих из иных регионов.
О привязанности к району говорят ответы его жителей (рис. 15).
Рисунок 15. Что бы Вы предпочли, если бы была возможность?
Наибольшая часть населения района не хочет его покидать насовсем. Среди наиболее мобильной группы (мужчины младше 40) преобладает желание жить здесь, но ездить и в другие места (50%), того же хотят и мужчины после 40 (47%) и женщины до 40 (40%). Для наименее мобильной части (женщины старше 40 лет) заветное желание – жить в этом районе, никуда не выезжая (48%).
Население района является явно «оседлым». Мы вернемся к этому вопросу при сравнении его с ответами приезжих.
Жители района оценивали отдельно уровень безопасности, комфортности и чистоты в районе (рис. 16).
Рисунок 16. Оценка уровня безопасности, комфортности и чистоты в районе
Из ответов жителей района следует, что лучше всего, по их мнению, обстоит дело с чистотой, хуже всего – с безопасностью. О небезопасности говорят чаще всего люди менее обеспеченные (16%). Их общая незащищенность в жизни заставляет испытывать больше страхов. Менее всего испытывают страхи мужчины старше 40 лет (6%). Особо отметим, что максимум ответов о том, что в районе безопасно или в основном безопасно дают молодые женщины (56%). Не исключено, что такому ощущению способствует то, что они чаще передвигаются в автомобиле.
Мужчины и женщины в большинстве случаев (от 55% до 66%) говорят о комфортабельности проживания в их районе, о его чистоте (67% — мужчины моложе 40).
Далеко ли до центра?
Мы видели (рис. 14), что на первом месте и для гостей-москвичей и для приехавших стоит удаленность района от центра. Удаленность, воспринимаемая символически как «удаленность от центра» или физически как плохая транспортная обеспеченность, является главной претензией гостей к району, хотя она важна и для его жителей.
Тем не менее, отнюдь не все жители той части Москвы, которую жители центра назовут «окраиной», принимают такое название для своего района. 37% среди «коренных» москвичей полагают свой район если не собственно центром, то районом «вблизи центра (рис. 17). Такая формулировка вообще оказывается наиболее импонирующей всем группам населения. На определение своего района как «периферии» чаще всего (30%) соглашаются молодые женщины. Мужчины моложе 40 лет принимают с одинаковой частотой определения «периферия», «окраина» и «вблизи окраин» (21%-22%).
Рисунок 17. Какое из следующих определений, на Ваш взгляд, более всего подходит вашему району?
Близость к центру или отдаленность от него особенно важны с точки зрения проведения досуга. Досуговое потребление центра города особенно характерно для старших мужчин, они выбираются в центр чаще всех (27%). С такой же примерно частотой они отправляются в соседние районы. (Из ответов на фокус-группах можно понять, что это, по преимуществу, поездки к родственникам). Отдых, в том числе в форме шоппинга в моллах сразу за МКАД, выбирают чаще те, кто живут в поясе «периферии», примыкающем к МКАД как старой границе Москвы.
Однако все эти формы досугового времяпрепровождения имеют куда меньшее распространение, чем досуг дома или в своем районе (рис. 18). Женщины проводят свободные часы, скорее, дома, мужчины – скорее, в своем районе. Оседлость обеих гендерных частей московского социума несомненна. Они не хотели бы по преимуществу отсюда никуда уезжать.
Рисунок 18. Если у Вас появляется три или более часов свободного времени, где Вы обычно его проводите?
О том, что вовсе не бывают в центре Москвы, сообщают почти 30% женщин после 40 лет (те, кто больше всего смотрит телевизор) и 22% женщин моложе 40. О поездках с деловыми (работа, учеба) целями в центр сообщают 50% молодых мужчин. Мужчины же чаще женщин ездят в центр для встреч со знакомыми (37%). О поездках с благородными целями — сходить в музей, театр… мужчины также рапортуют существенно чаще женщин (37% против 27%), о походах в кино – в два раза чаще (22% и 31% против 9%). Между тем, из других исследований известно, что аудитория подобных учреждений культуры по преимуществу женская. Возможно, в ответах мужчин больше проявились намерения, чем реальная практика. Мужчины же в 2-3 раза чаще женщин посещают центр Москвы ради того, чтобы посидеть в ресторане или кафе. Прогуляться по улицам центра Москвы особенно нравится мужчинам старше 40 лет (29%).
Примечательно, что центр как средоточие административных учреждений нужен более всего сам себе (или остальной стране), а не остальной Москве. Ради посещения органов власти, административных учреждений в центр столицы ездит 13% (рис. 19). По частоте упоминания это восьмая из десяти причина поехать в центр, девятая – посетить общественное мероприятие. За покупками повседневного характера в центр ездить не принято. Уж если идти за покупками, то в крупный торгово-развлекательный комплекс. Примечательно, что в такие комплексы больше всех любят ездить не молоденькие девушки, а мужчины старше 40 (31%, тогда как молодые женщины – 10%).
Рисунок 19. С какими целями Вы ездите в центр города?
Как видим (рис. 20), в противоположную сторону от центра – вовне старой границы города — ездят реже. Среди немолодых женщин там не бывает 39%, но если ездят, то активнее всех – на дачу 42%. За покупками туда отправляются мужчины (28%-29%).
Рисунок 20. С какими целями Вы обычно ездите в районы, прилегающие к МКАД с внешней стороны, и ближний пригород?
Времени за внешним кольцом в будни проводят немного. 54% жителей районов в будни за МКАД не ездят. Среди «гостей» ежедневно там бывают менее 5%.
Опрос показал, что основные поездки в будни москвичи совершают внутри пояса между МКАД и ТТК (табл. 2). Среди молодых мужчин поездки 3 раза в неделю и чаще приходится совершать 63%. Для сравнения: в центр за это же время из них ездят менее 32%, а за МКАД – 9%.
Рисунок 21. Куда выезжают москвичи в будние дни
Таблица 2. Сколько времени в обычные будние дни Вы проводите,
в среднем за день:
|
В пределах своего района |
В пределах Бульварного кольца |
В пределах Садового кольца |
В пределах ТТК |
За МКАД |
Не бываю |
1 |
42 |
39 |
31 |
54 |
Менее 1 часа |
2 |
14 |
13 |
9 |
6 |
1-3 часа |
8 |
10 |
12 |
10 |
8 |
3-5 часов |
12 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5-8 часов |
12 |
3 |
5 |
10 |
2 |
8-10 часов |
13 |
2 |
4 |
9 |
2 |
10-12 часов |
13 |
Менее 1 |
1 |
2 |
1 |
Более 12 часов |
36 |
Менее 1 |
Менее 1 |
2 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
23 |
21 |
22 |
23 |
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Частое посещение центра Москвы в будние дни совсем не характерно для пожилых женщин (8%), вдвое чаще там бывают женщины моложе 40 лет (18%), еще чаще мужчины после 40 (21%) и чаще всех, как говорилось, молодые мужчины – самая мобильная часть населения. Но и в их среде в центр часто выезжают 32%, а в другие районы – вдвое больше (63%). Из высокой частоты этих поездок можно с уверенностью заключить, что по своему характеру это деловые поездки.
Из приведенных данных можно заключить, что чем ближе к Кремлю как «центру центра», тем меньше москвичей туда добираются в будни. Эти данные подтверждают сделанный ранее вывод о том, что для большинства москвичей центр города нужен как символический, а не деловой. Кроме того подтверждается и тезис о том, что радиально-кольцевая структура Москвы есть не только структура путей сообщения. Она сохраняет свое значение регулятора отношений с «периферией», отгораживая центр от наплыва с периферии. Сейчас эту функцию последовательных преград исполняют не городские стены и не проложенные на их месте магистрали, а сохранившаяся с тех времен функциональная специализация поясов Москвы, а также сохраняющаяся в служебном дискурсе московских правоохранителей иерархия статусов этих поясов, а соответственно и требований к поддержанию порядка, как они его понимают. На фокус-группах прямо говорилось, что в центре хорошо, туда черных почти не пускают.
Выводы
Социальные явления и процессы, характерные для обследованной зоны массового расселения москвичей, имеют, по преимуществу, стационарный характер. Относительно изучаемого пояса Москвы можно заключить, что, в отличие от центра города и зоны вне МКАД, эта часть претерпела с момента своего формирования в 1960-1980-е годы очень мало изменений как в градостроительном плане, так и в плане отношений между его жителями.
Установки на сохранение статус-кво доминируют в той субкультуре, которая характерна для обитателей этого социального пространства. Жители в основном довольны своим жильем, своим районом. В демографическом отношении такие установки характерны, прежде всего, для тех, кто связан с самым старшим и самым младшим поколениями.
Выявлены при этом элементы подвижности в названной социокультурной среде. Их общий признак — это выходы за пределы повседневности и одновременно за пространственные пределы привычной среды своего района. Демографически эта тенденция представлена молодыми людьми – мужчинами и теми женщинами, кто не связан с домашним воспитанием детей.
Посещения центра Москвы ее населением – это в основном посещения в выходные дни с досуговыми целями. На втором месте – посещение в будние дни с целями работы и учебы. Посещение центра с целью контакта с органами управления и власти происходит гораздо реже. Москва выполняет «столичную» роль политического и административного центра не для москвичей.
В глазах москвичей московское жилое пространство не выглядит однородным. Есть привилегированные районы, есть районы с очень плохой репутацией. При этом факторы, по которым массовое сознание производит оценку отдельных районов, оказываются в высокой степени связанными между собой. Можно полагать, что в глазах москвичей существует иерархия районов по обобщенным признакам «хороший»-«плохой», а оценка отдельных факторов является производной от общей, но не наоборот.