Россияне считают себя гостеприимными, трудолюбивыми, терпеливыми и простыми. А украинцев – лицемерными, скрытными и завистливыми. Об этом свидетельствует новый опрос Левада-центра. Эксперты утверждают, что негативный образ украинского народа в российском массовом сознании обусловлен информационной конъюнктурой, а не предубеждением против украинцев.
В представлении россиян о самих себе превалируют положительные оценки, а в отзывах о гражданах Украины больше негатива.
Самым характерным признаком российской нации, согласно исследованию, наши соотечественники считают гостеприимство (48% опрошенных) и готовность прийти на помощь (47%).
Также определяющими для нашего народа чертами россияне считают терпение, открытость и простое отношение к другим (по 44%). Кроме того, россияне видят себя миролюбивыми (41%), надежными (27%) и трудолюбивыми (25%) людьми. Самым негативным качеством русского характера наши соотечественники считают безответственность (6%).
Украинцы же представляются людьми лицемерными и хитрыми. Так думают 30% опрошенных.
По мнению россиян, для них характерны скрытность (24%) и завистливость (23%). Многие жители России подозревают соседей в заносчивости (20%), скупости (17%) и жестокости (15%). Из положительных свойств украинского характера россияне выделяют гостеприимство и трудолюбие (по 21%), рациональность и энергичность (по 16%). Пятое-шестое места по популярности делят открытость и терпеливость (по 14%).
Замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин полагает, что в последние месяцы в российском массовом сознании произошел сдвиг в восприятии украинского народа.
«У россиян, как у всех других народов, есть свои национальные стереотипы, сложившиеся о других народах. Сам профиль качеств, которые русскими приписываются украинцам, более-менее постоянный. Другое дело, что сейчас происходит общее ухудшение в отношении россиян к украинцам, к Украине в целом. На фоне этого ухудшения спорные, негативные черты украинцев выпячиваются, а позитивные, наоборот, ослабляются. Происходит искажение образа украинцев», – объясняет социолог.
Гражданкин отмечает, что и в обычное, спокойное время упомянутые качества, скорее всего, фигурировали бы. Однако в нынешней ситуации вся совокупность позитивных характеристик получает меньше голосов, а совокупность негативных – больше.
С одной стороны, на это влияют события на Украине, с другой – подача информационных материалов российскими СМИ.
«Когда наше телевидение показывает антироссийские выступления, с оскорбительными для России лозунгами и заявлениями, – это не может не накладывать негативный отпечаток, отражаться в образе соседнего народа», – говорит Гражданкин.
Главный научный сотрудник Института этнологи и антропологии РАН Елена Филиппова указывает, что это нормальная ситуация для любых социальных групп – воспринимать себя в более выгодном свете, а других – более критично:
«Говорить, что это чему-то реально соответствует, вообще несерьезно, потому что всякое общество состоит из индивидов. Это классическое распределение, классическая формула: мы простые и безобидные, а они сплоченные, хитрые, скрытые. Возьмите две любые группы, и это всегда будет так».
По данным социологического исследования, по-разному воспринимают россияне и текущую ситуацию на Украине. С одной стороны, относительно большинство жителей нашей страны заявляют о сострадании соседнему народу, оказавшемуся в состоянии гражданской войны. Так говорят 31% респондентов. И столько же воспринимают ситуацию, сложившуюся на территории западного соседа, с чувством тревоги. 13% испытывают негодование и 7% – чувство страха. 8% россиян заявляют о своем безразличии к украинским событиям.
Елена Филиппова полагает, что исследование Левада-центра демонстрирует рост тревожности в российском обществе. «Идет война, непосредственно за стеной, которая может в любой момент перешагнуть через границу, ощущается опасность. Это не просто там где-то, в секторе Газа, это происходит рядом, откликается санкциями, неуверенностью, ожиданием того, что сейчас пойдут какие-то расходы. Кроме того, идет волна беженцев», – говорит эксперт.
По ее словам, теперь «ощущение опасности сконцентрировалось на украинцах»: «Раньше оно концентрировалось на кавказцах, на азиатах… Всегда есть некий условный враг, если не враг, то источник страха и тревоги. Сегодня основной источник из-за последних событий и медийной накачки – на Украине».