Россияне готовы пойти на незначительное сокращение зарплат и пенсий, чтобы у государства хватило денег на содержание Крыма. Согласно свежему опросу Левада-Центра, граждане считают, что присоединение полуострова позитивно скажется на политической и экономической ситуации в стране. Сыграла роль и пропаганда с телеэкранов, считают эксперты: большинство опрошенных связывают конфликт на юго-востоке Украины с вмешательством Запада и одобряют Кремль за поддержку ополченцев.
Винить Запад в гражданской войне в Украине склонны 64% опрошенных Левада-Центром. Каждый пятый (20%) считает, что к конфликту привела националистическая политика новых властей Украины. Лишь 3% назвали гражданскую войну в Донбассе результатом вмешательства России.
В то же время более половины опрошенных признают, что Кремль поддерживает ополченцев, и считают, что власти должны продолжать эту политику. Даже несмотря на возможные последствия – 52% россиян не исключают, что столкновения перерастут в третью мировую, 66% – в войну между Россией и Украиной, 84% – в затяжную гражданскую войну в братской стране.
74% россиян считают, что федеральные СМИ объективно освещают события в Украине. Из тех, кто подтверждает наличие информационной войны, 15% считают таковую оправданной, 10% – опасной и вредоносной. При этом лишь 7% считают, что очень хорошо разбираются в происходящих в Украине событиях, 37% считают, что «довольно хорошо» понимают происходящее, но большинство – 45% признались, что не слишком хорошо разбираются в этих событиях.
Принимать юго-восток в Россию сограждане уже не хотят – с апреля 2014 года число выступающих за объединение сократилось с 35 до 23%, зато число сторонников независимости региона выросло до 41%. В случае военного конфликта 55% россиян, как выяснили социологи, в целом готовы поддержать российское руководство. Большинство россиян – 69% – по-прежнему считают, что присоединение Крыма будет иметь скорее позитивные последствия Россияне отвечают социологам, что готовы заплатить за присоединение Крыма из собственного кармана, за счет сокращения зарплат и пенсий, – поскольку очевидно, что экономика полуострова потребует значительных вложений и инвестиций, бремя которых может лечь и на обычных граждан. Речь, как дают понять сограждане, идет об абстрактных суммах – в какой-то мере готовы заплатить 28% опрошенных, в значительной мере 11%, в полной мере – 8%. Треть россиян совершенно не готовы платить за Крым из собственного кармана.
Основным источником информации для 94% жителей нашей страны является телевизор. Картинка гражданской войны укрепляет их ненависть к нынешней киевской власти. Заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин в беседе с «НГ» подчеркивает, что для россиян важнее внутренняя реакция на Крым – откуда радость по поводу его присоединения, без оглядки на санкции: «Положительные эмоции пересиливают. Санкции не пугают: люди помнят плохие времена и считают, что хуже не будет». Зато граждан греет ощущение принадлежности к стране, которая, как объясняют с экранов телевизоров, ведет независимую внешнюю политику: «Это воспринимается многими россиянами как утешение в повседневной жизни, не очень богатой на события. Для них присоединение Крыма – праздник, без оглядки на то, что после праздника иногда бывает похмелье».
По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, значительной части респондентов трудно ответить социологам, что, мол, они не готовы помогать экономике Крыма – отсюда итоги соцопроса: «Ответить отрицательно – значит, не соглашаться, что Крым наш, что мы встали с колен». В то же время, если ситуация реально отразится на благосостоянии граждан, оптимизм будет спадать. Однако протестный потенциал людей в данном случае невелик – требуется коренной перелом в общественном сознании, чтобы осознать, что мы что-то сделали неправильно, говорит Макаркин: «Так, к примеру, было в СССР после войны в Афганистане или в Америке после кампании во Вьетнаме – правда, в разных масштабах».