Спустя два месяца после начала процесса отделения Крыма от Украины эйфория от присоединения полуострова у жителей России сохраняется, но у большинства из них ей сопутствует страх гражданской войны на Украине и ввода российских войск, следует из результатов свежего опроса «Левада-центра» (проведен 25-28 апреля среди 1602 человек из 45 российских регионов, статистическая погрешность не больше 3,4%). 88% опрошенных считают, что присоединение полуострова было результатом свободного волеизъявления жителей Крыма, а доли граждан, которые испытывают положительные эмоции от вхождения Крыма в состав России, остаются такими же значительными, как и полтора месяца назад (предыдущая волна исследования прошла в конце марта — спустя несколько дней после проведения референдума о статусе Крыма, где большинство населения проголосовало за присоединение к России, и подписания российским президентом Владимиром Путиными представителями крымской власти международного договора о вхождении в состав России нового субъекта).
Однако доля россиян, которые считают, что опыт Крыма надо распространить и на другие регионы Украины, если их жители на референдумах тоже выскажутся за вхождение в состав России, сокращается: если во второй половине марта эту идею поддерживали 67% респондентов, то теперь — 58%, а воздержаться от принятия в состав России Донецкой или Луганской областей сейчас считают правильным 30% россиян против прежних 12%. Больше половины предпочли бы, чтобы юго-восток Украины или остался в составе Украины, или стал независимым государством, и только 35% хотели бы видеть эти области регионами России.
Три четверти участников опроса обеспокоены возможностью вооруженного конфликта между Россией и Украиной — полтора месяца назад это волновало две трети россиян. Правда, больше половины опрошенных (57%) уверены, что сейчас войны между двумя государствами нет, но 30% полагают, что Россия уже готовит ввод войск, а 28% считают его возможным. Россия никогда не вела такой подготовки, не соглашаются 24%. Ситуация так сложна, что даже ввод российских войск представляется реальным способом стабилизировать ситуацию на Украине только 11% респондентов, для большинства же самый вероятный вариант — гражданская война (см. графику). При этом половина опрошенных признались, что уже не слишком хорошо разбираются в украинских событиях, а 12% не разбираются вовсе и не знают, чему верить, а чему — нет.
Ситуация на юго-востоке Украины стабильно сложная, а СМИ создают впечатление эскалации конфликта, отсюда такой большой процент опасающихся вооруженного конфликта, при этом они настойчиво требуют определиться: за красных ты или за белых, поясняет заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Присоединение Крыма произошло мирным путем, это важно для его одобрения и чувства гордости за страну, уверен он.
Сложность понимания происходящего на Украине связана с большим количеством участников процесса — Россия, Евросоюз, США, а впереди выборы с большим количеством кандидатов и российские СМИ не отдают явного предпочтения ни одному из них, объясняет политолог Александр Пожалов. В отличие от Крыма юго-восточные регионы Украины не воспринимаются россиянами как исконно русские территории и сравнительно невысокая доля одобряющих их присоединение — это показатель того, что россияне не агрессивны и не страдают имперскими амбициями, полагает он.