Социологи «Левада-центра», проводящие общероссийские опросы общественного мнения, включили в один их них вопросы, предложенные РБК. Граждан спрашивали, в каких бывших республиках СССР ущемляются права русских и какими способами приемлемо защищать земляков от дискриминации.
По итогам опроса социологи выяснили, что половина опрошенных хотела бы видеть расширение территории страны за счет присоединение земель с русскоязычным населением к России. Но только 8% от всех участников опроса одобряют военные операции. Не одобряется большинством и присоединение территорий к России с компактным проживанием русских, если такова будет воля их населения (15%).
По мнению жителей России, более всего русскоязычное население притесняют на Украине (62%), в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии, меньше всего — в Белоруссии (4%) и в Армении (5%). В конце рейтинга, как одним из самых благоприятных стран, оказались Киргизстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан, причем там почти не ущемляются даже социальные и политические права русских, уверенны респонденты.
Дискриминация, считают опрошенные, прежде всего, выражается в запрете официально использовать русский язык и получать на нем образование (50%), в травле (42%) и отказах признавать гражданство (26%). Кроме этого, по мнению россиян, на Украине и странах Балтии трудно вести свой бизнес, встречаются запреты на отдельные виды профессий.
Бороться с таким положением дел, большинство респондентов считают возможным только экономическими и политическими санкциями (41 и 34%), треть респондентов допускает ответное притеснение прав уроженцев этих стран, находящихся в России.
Вопросы, предложенные РБК, задавались «Левадой-центром» впервые. Но каждый год центр проводит опрос о том, кого россияне считают главным противником и врагом России, и картина меняется. «В 2007 году это была Эстония, потому что тогда бы скандал с Бронзовым солдатом. В 2009 году врагом стала Грузия после конфликта в Южной Осетии», — сообщил социолог Денис Волков. По его словам, Грузия удерживала первое место до 2013 года – тогда 38% респондентов записали «во враги» США.
«Наши соотечественники нечасто бывают в странах Балтики и на Украине, поэтому у них почти нет представления о том, что там происходит на самом деле. Говорить об ущемлении прав в этих странах стало штампом, но это миф», — считает социолог Леонтий Бызов.
По словам Бызова, сейчас в Латвии и Литве много русскоязычных жителей занимают высокие политические посты. «Если где-то и есть дискриминация, то в Эстонии. У них своя истерика по поводу внешнего врага, которая используется в политических целях», — констатирует Бызов. Он напомнил, что у Эстонии имеются свои претензии относительно того, где должна проходить российско-эстонская граница.
«На Украине существует русофобия, но не в таких масштабах, как рисуют СМИ. Их радикальные партии на выборах набирают всего 4% голосов», — отметил социолог. Бызов подчеркнул, что и в России достаточно много радикально настроенной молодежи, но при этом нельзя говорить о радикальных настояниях в обществе в целом.
По мнению эксперта московского Центра Карнеги Алексея Малашенко, проблемы у русскоязычного населения гораздо чаще возникают в странах Азии: там намного сложнее вести бизнес или участвовать в политической жизни страны.
«Есть страны, откуда русские уезжают. При советской власти в Казахстане 50% населения были русские, сейчас – только 21%», — говорит Малашенко. По его словам, сокращение русскоязычного населения, наблюдается и в Киргизии, и в Таджикистане. «В Азии русскоязычным тяжело потому, что там все решают кланы и родственные связи: они помогают своим», — считает эксперт. По словам Малашенко, бизнес русские нормально могут вести только в Казахстане, так как часть элиты страны до сих пор остается русскоязычная.
Волков отмечает, что топ «главных врагов» зависит от политической ситуации, и в гораздо меньшей степени от реального положения дел в этих странах. «Большая часть общественного мнения формируется федеральными каналами: Первым каналом, Россией и НТВ. И только 10-15% человек получают информации из альтернативных источников в интернете», — констатирует Волков.