Наибольшее значение правзднованию Пасхи в России придается в столице. Москвичи чаще остальных россиян ходят на праздничную службу. Такие данные приводятся в новом исследовании «Левада-центра».
Только 6% россиян посетили праздничное богослужение в ночь на 20 апреля, когда христианский мир праздновал Воскресение Христово. При этом больше всего людей пришло в московские храмы. Если в сельской местности и небольших городах прийти в церковь решили лишь три человека из ста, а в городах с населением более 100 тыс. жителей — от 6% до 12%, то в столице ночную пасхальную службу посетили 14% жителей.
Лидируют жители столицы и по соблюдению других религиозных обычаев. 53% освящали куличи (21% в среднем по стране), 24% готовили творожную пасху (11%), 14% дарили подарки близким (9%). Причем, что касается куличей, москвичи не только чаще остальных россиян их специально освящают, но и любят сами печь. Если в целом по стране пасхальный хлеб пекут 24% опрошенных, то в Москве праздничной выпечкой занимаются 29%. При этом готовые покупные куличи пользуются в столице меньшей популярностью, чем в других частях России (44% против 50%). В Москве и сельских районах больше всего жителей посетили кладбища — 30% и 31% соответственно, в то время как в крупных городах таких оказалось всего 14% и порядка 20% — в небольших и средних городах. Красят яйца на Христово Воскресение в России повсеместно, хотя и здесь лидерство удерживают москвичи: 82% против 73% в целом по стране.
В столице не отмечал Пасху только каждый 20-й (5%), в то время как в сельской местности христианский праздник проигнорировали 15% жителей и 9% — в небольших городах.
Замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин видит причины такой религиозной активности москвичей в особенностях социальной структуры столицы.
— Москва по своему социальному составу состоит из людей более самостоятельных, много чиновников. Здесь этого чиновного люда больше, чем в других регионах. При анализе данных исследования, если мы смотрим по социальным группам, социальным слоям, то руководители, менеджеры и предприниматели гораздо чаще попадаются, чем специалисты, служащие, даже чаще, чем пенсионеры. Заявление своей религиозности для людей с высоким социальным статусом сейчас модно, — полагает социолог.
Неожиданно низкая популярность Пасхи в сельских районах по сравнению с городами эксперты объясняют тем, что в сельских районах ряда регионов превалирует мусульмане.
— Значительная часть сельского населения — население мусульманских регионов. На Северном Кавказе, где более половины населения национальных республик проживает в сельской местности, в том же Татарстане и Башкортостане доля сельского населения выше, чем в среднем по России, — указывает социолог.
Председатель комитета ГД по делам религиозных организаций Ярослав Нилов уверен, что лидерство столицы в праздновании Пасхи объясняется прежде всего доступностью церквей.
— Нельзя сказать, что в деревне не празднуют. Там просто, может, церкви ни одной нет и люди отмечают Пасху дома, — рассуждает народный избранник.
Председатель Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с обществом протоиерей Всеволод Чаплин считает естественным, что города и особенно Москва оказываются сильнее вовлечены в религиозную жизнь, чем сельские поселения.
— В крупных городах в миссии Церкви участвуют больше активных людей. Церковь более активно присутствует в общественном пространстве, в частности в СМИ. В то время как в сельской местности еще сильны пережитки советского времени. Часто нет достаточного количества активных священников и мирян. В принципе наша Церковь стала городской. Сегодня в городских храмах пожилые женщины составляют абсолютное меньшинство, большинством стали молодые семьи с детьми и люди среднего возраста, — отмечает священнослужитель.