Что думают россияне о политическом кризисе на Украине? В чем видят причины событий в Крыму и как оценивают роль России?
«Россияне стали жертвами пропаганды»
ПРОФИЛЬ: Большинство наших сограждан полагают, что Россия должна активнее защищать интересы русского населения в Крыму. Чего они ждут от руководства страны?
Гудков: Телевизионная пропаганда очень интенсивно и весьма агрессивно навязывает мнение, что русскому населению в Восточной Украине, прежде всего в Крыму, угрожают националисты или «бандеровцы» — все те, кто принимал участие в восстании против коррумпированного режима Виктора Януковича. Смысл этой пропаганды прозрачен — любым способом дискредитировать те силы, которые выступают за демократическую политическую систему на Украине, за интеграцию страны в Евросоюз. В результате создается ощущение, что Майдан — скопище бандитов и националистов. Это вызывает у нашего населения чувство тревоги, обеспокоенности. Люди за неимением другой информации в ситуации нарастающего хаоса и угрозы войны стали считать возможным использование силовых средств для защиты русских на Украине. В итоге около 70% населения России приняли официозную трактовку событий как вполне обоснованную политику защиты русских.
ПРОФИЛЬ: Насколько серьезно оценивают граждане России вероятность войны с Украиной или другими государствами?
Гудков: Военную угрозу никто сейчас не может оценить, но 83% боятся, что эскалация в Крыму перерастет в вооруженное столкновение, а затем и в гражданскую войну. Вообще, до начала всей этой пропагандистской кампании абсолютное большинство россиян (от 65% до 75%) считали, что России не следует вмешиваться во внутренние дела Украины, что происходящее там — дело самих украинцев. Нынешняя же динамика мнений касательно вмешательства России в дела Украины обусловлена именно влиянием беспрецедентно агрессивной пропагандистской кампании.
ПРОФИЛЬ: Насколько широко распространено мнение, что Крым и, может быть,даже Восточная Украина если и не должны войти в состав Российской Федерации, то по крайней мере быть под ее контролем?
Гудков: Желание россиян, чтобы Крым вошел в состав России, довольно устойчиво на протяжении последних двадцати лет: доля тех, кто хотел бы присоединения полуострова, оставалась и остается практически неизменной — 80—84% населения. Но если этот процесс начнется, то он должен происходить, по мнению людей, только при помощи мирных средств, путем переговоров, всякого рода соглашений, но никак не при участии военной силы.
ПРОФИЛЬ: Означает ли это, что о массовой поддержке военного вторжения со стороны населения говорить не приходится?
Гудков: Наоборот, сейчас наблюдается поддержка именно военного вмешательства (более 60%), что вызвано навязанной СМИ иллюзией, что русским на Украине угрожает опасность. В данной ситуации люди считают оправданным использование военных сил для защиты русского населения, но, безусловно, никак для аннексии Крыма.
ПРОФИЛЬ: Готовы ли они сами воевать с братским украинским народом или с войсками НАТО ради защиты русских в Крыму?
Гудков: Нет, люди всячески желают избежать такого сценария.
ПРОФИЛЬ: На ком, по мнению наших сограждан, лежит ответственность за все произошедшее на Украине?
Гудков: В соответствии с мнением, представленным в СМИ, большинство населения (67%) возлагают ответственность на украинских националистов, 16% — на мафиозные группы и кланы, 9% — на крымских татар и 5% — на сторонников Виктора Януковича. На руководство России ответственность возлагают всего 2% населения.
ПРОФИЛЬ: Вы считаете, что мнение российского народа по украинскому вопросу навязано пропагандой, прежде всего ТВ? Но ведь и на Западе общественное мнение по поводу российской политики в отношении Киева также формируется СМИ, и тоже подчас в чисто пропагандистском ключе…
Гудков: Общественное мнение становится более устойчивым и осмысленным, если в СМИ представлены разнообразные, равноправные по отношению друг к другу точки зрения. Тогда человек может сам формировать свое мнение, исходя из того, что убедило его больше. А мы, к сожалению, имеем дело с тем, что представлены только две точки зрения: официальная и радикально-патриотическая. В европейских странах и в США у граждан гораздо больше возможности использовать альтернативные каналы информации. Именно в этом коренное отличие. Однако необходимо помнить: механизмы пропаганды не могут быть долгоиграющими, они не могут одинаково эффективно действовать на протяжении длительного периода. Сейчас только у 30% населения сложилось какое-либо представление о том, что происходит на Украине, а 63% говорят, что смутно представляют или вообще не представляют, что там творится. Именно поэтому сограждане верят всему тому, что им показывают по телевидению. А проверить эту информацию они зачастую не в состоянии, у них нет альтернативных источников.
ПРОФИЛЬ: На фоне всех этих событий рейтинг Владимира Путина стремительно растет, он достиг уже 70-процентной отметки. Чем вы это объясняете?
Гудков: Одобрение деятельности Путина, его рейтинг начал падать с 2008 года, со времен кризиса, затем в январе 2013 года падение остановилось, а в феврале этого года в связи с Олимпиадой он начал расти, но несущественно — на 3—4 процентных пункта. Ситуация на Украине существенно укрепила рейтинг президента — до 72%. Но надо иметь в виду, что это очень ситуативное одобрение, оно никак не повлияло на электоральные предпочтения.
ПРОФИЛЬ: Запад угрожает Москве санкциями. Как может измениться мнение людей относительно действий России в отношении Украины, если эти санкции будут введены и существенно повлияют на привычный ход и уровень жизни граждан?
Гудков: Думаю, вначале это будет восприниматься не очень серьезно, возможно, усилятся антиамериканские настроения. Но со временем, если в экономическом плане это приведет к оттоку капиталов, росту цен на потребительские товары, это заставит людей по-другому смотреть на вещи и с меньшим энтузиазмом поддерживать власть в ее внешнеполитических экспериментах.
ПРОФИЛЬ: Меняется ли на фоне событий на Украине отношение россиян к Западу, к США?
Гудков: Оно уже изменилось. Мы имеем дело с очередным всплеском антиевропейских настроений, заметным антиамериканизмом, но это логичное следствие той самой пропаганды, которая подает события на Украине исключительно как результат заговора Запада против России.
ПРОФИЛЬ: Каким россияне видят будущее Украины? И какой — судьбу российско-украинских отношений?