О существовании канала «Дождь» не слышали почти 60% россиян, следует из опроса центра изучения общественного мнения «Левада». На вопросы, заданные этим центром по просьбе «Ведомостей» по стандартной общероссийской выборке (россияне старше 18 лет в 130 населенных пунктах 45 регионов), ответили 1600 человек. Их спрашивали через месяц после скандала с опросом про блокаду Ленинграда.
Вопрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» появился в эфире и на сайте «Дождя» 27 января. Через 12 минут он был снят, канал извинился за неудачную формулировку, но это не спасло его от скандала. Крупнейшие операторы платного телевидения, контролирующие почти 90% рынка, один за другим отключили канал по всей стране. В результате охват аудитории упал в семь раз, с 17,4 млн до 2,5 млн домохозяйств.
На вопрос, заслуживает ли «Дождь» наказания и если да, то какого, 23% опрошенных ответили отрицательно. Еще 10% полагают, что достаточно морального осуждения и извинений от телеканала, 7% одобряют санкции к журналистам, опубликовавшим такой вопрос, и 6% считают, что «Дождь» заслуживает предупреждения об отзыве лицензии при повторном нарушении. Отключить телеканал от большинства кабельных сетей считают адекватным наказанием 8% опрошенных, еще 3% опрошенных одобряют его полное закрытие. 43% собеседников «Левада-центра» не смогли ответить на этот вопрос.
Операторы объясняли отключение неприемлемой редакционной политикой. Владелец канала Александр Винокуров заявил, что они сделали это «под давлением». Реальной причиной давления на канал, по мнению его гендиректора Натальи Синдеевой, стал сюжет о поселке «Сосны» — о дачах первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина и секретаря президиума генсовета партии «Единая Россия» Сергея Неверова. А в неофициальных разговорах представители операторов объясняли отключение также коммерческими отношениями: «Дождь» собирался перейти в платную категорию и брать плату за трансляцию своего контента в их пакетах.
Мнения опрошенных об истинной причине отключения разделились. С давлением руководства страны ситуацию связывают 30%, с инициативой операторов по этическим или коммерческим причинам — 20%. О ситуации вокруг «Дождя» знают 40% опрошенных, из них внимательно следят за ее развитием лишь 2%. 40% вообще никогда не смотрели «Дождь», а из тех, кто смотрел, треть делали это по телевизору.
Скандал вокруг «Дождя» не вызывает большого интереса у россиян, резюмирует замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. «Четверть населения считает, что за публикацию таких материалов не нужны санкции. Доля россиян, которые считают, что отключение правильно, не превышает 11%». Синдеева сказала «Ведомостям», что ее удивляют данные о 60% россиян, не слышавших о скандале с «Дождем». Зато она довольна, что 40% жителей страны вообще знают о телеканале, учитывая, что его покрытие на порядок меньше, чем у эфирных каналов. По ее словам, никто из отключивших «Дождь» операторов не вернул канал в эфир бесплатно. Теперь канал пытается распространяться через Smart TV.