Денис Волков, социолог Левада-Центра:
Опросы 2006 года, в октябре которого Анна Политковская была убита, показывают ее известность на момент гибели. Читали ее статьи, слушали по радио ее выступления около 5-6% россиян. Еще 23% знали ее по выступлениям по телевизору. 53% россиян ничего не знали о журналистке до ее убийства, остальные затруднились с ответом.
О самом убийстве Анны Политковской в октябре 2006 года ничего не слышали всего около 14% россиян, в 2013 — уже 69% (вместе с теми, кто затруднился дать ответ).
В том же 2006-м среди значимых событий уходящего года убийство журналистки Новой Газеты назвали всего 13% россиян. Гораздо важнее для рядового россиянина оказалось введение «материнского капитала» (его отметили 30% опрошенных), катастрофы самолетов в Иркутске и Сочи (28%), дело рядового Сычева (22%) и даже прямая линия с президентом Путиным (17%).
Спустя семь лет после трагедии большинство населения забыло об Анне Политковской. На фоне страны выделяется только Москва, здесь об убийстве помнят 56% (и 27% затрудняются с ответом).
В декабре 2010 год в ответах на открытый вопрос (без подсказок) 29% назвали Политковскую в числе журналистов, погибших в течение последних 10-15 лет, и это примерно соответствует числу тех, кто сегодня может осмысленно говорить о событиях того времени. Среди других имен тогда чаще всего упоминали Листьева (его вспомнили 60%), Холодова (20%) и Литвиненко (9%).
Что касается версий об убийстве журналистки, наиболее популярными стали две: 15% винят в этом в этом «оппозиционные силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в России», 12% — «окружение Рамзана Кадырова». При этом оба ответа лидируют и в группах наиболее информированных россиян (москвичей, наиболее образованных, пользующихся интернетом).
Сказать, что наиболее информированные выбирают одну версию, а плохо информированные — другую, нельзя. Соотношение ответов семь лет назад и сейчас почти не изменились, напомню, однако, что в октябре 2006 году осмысленный ответ давали около 85% населения, а в сентябре 2013 не более трети.
Верят в то, что убийство Анны Политковской будет раскрыто, 16% (в 2006 — 7%), не верят 62% (в 2006 — 59%). При этом количество «оптимистов» выросло прежде всего за счет молодых людей, которых вряд ли можно назвать сильно компетентными в этом вопросе.
Без широкого обсуждения уголовного дела в СМИ, без внимания к произошедшему федеральных телеканалов память о погибшей журналистке остается уделом профессионального журналистского сообщества и читателей независимой прессы.