Публикации в прессе

Управленец на доверии

Кандидат в мэры Москвы должен иметь опыт работы на руководящей должности, а также быть открытым и порядочным; программа того или иного человека, желающего занять кабинет градоначальника, не так уж важна. Такие выводы следуют из опросаЛевада-центра, проведенного в период с 4 по 8 июля в Москве. Социологи опросили 1000 человек в возрасте 18 лет и старше по репрезентативной выборке. Погрешность для данных исследования составляет 4,8%.

В тройке самых важных свойств, которыми должен обладать столичный градоначальник, оказались «управленческий опыт» (его выбрали 48% опрошенных), порядочность, открытость и сила воли (такие личные качества отметили 47% респондентов), а также предвыборные программы кандидатов (их считают определяющим фактором 33% горожан). Помимо этого, будущему мэру желательно иметь незапятнанную репутацию (24%) — это четвертый по популярности ответ.

Управленческий опыт является ключевым фактором для большинства возрастных и профессиональных групп, в наибольшей степени – для людей старше 55 лет и для служащих в бизнесе (в этих группах «управленческий опыт» называли по 53% граждан).

За порядочного, открытого и волевого кандидата готовы голосовать большинство людей в возрасте от 25 до 39 лет, занимающие менеджерские позиции в бизнесе.

Незапятнанная репутация, отмечается в исследовании, является решающим фактором прежде всего для пенсионеров (27%), тогда как молодых людей прошлые ошибки кандидатов волнуют в два раза меньше (14%).

Почти во всех группах опыт и личные качества кандидата являются гораздо более значимыми факторами при выборе, чем его предвыборная программа. Лишь руководители в бюджетной сфере считают в одинаковой степени важными и предвыборную программу кандидата, и его личные качества, и его опыт (29—29–31%).

11% респондентов признались, что им не нравятся нынешние политики, и они намерены голосовать за новых людей.

Как объясняет эксперт Левада-центра Денис Волков, довольно невысокий интерес москвичей к предвыборным программам кандидатов обусловлен тем, что отсев важных кандидатов – таких, например, как Михаил Прохоров — произошел еще на стадии выдвижения.

В условиях, когда к выборам допущен лишь ограниченный круг кандидатов, гражданам приходится ориентироваться на личные качества, а не на программные документы, объясняет социолог.

«Все зависит от того, как заранее проведена селекция и отстранены все сколько-нибудь реальные противники. Тот же Прохоров набирал хотя бы 20%. В условиях, когда выборы носят характер не выборов, а просто одобрения того кандидата, которого предлагает власть, все это, с одной стороны, не имеет никакого значения. С другой стороны, для самых образованных, активных, участвующих в протестных действиях – для них программа может быть важна», — говорит Волков.

Каждый пятый москвич отмечает, что для него решающими являются политические взгляды претендентов на кресло мэра, каждый десятый намерен обратить внимание на то, поддерживают ли того или иного кандидата какие-либо политические партии и движения. При выборе мэра москвичи также готовы учесть мнение своих окружающих о выборной гонке (19%) и вероятную поддержку кандидатов известными, уважаемыми людьми (5%).

«Одно дело – качества конкретного кандидата, а другое – тот список, который есть. Если бы был выбор какой-то, то на качества больше бы смотрели, а если выбор сделан заранее, то и качества отходят на второй план, это уже не так важно. Я бы сказал, что это абстрактные качества, не столько качества конкретных кандидатов», — комментирует исследование Денис Волков.

«Если у Собянина большинство, то, скорее всего, он всем этим качествам соответствует. Просто в глазах кого-то он более соответствует, в глазах кого-то – менее, — продолжает Волков. – Собянин – безусловный лидер.

Но я бы обратил внимание, что при ответе на другие вопросы лишь 89% знали, что Собянин выдвинул свою кандидатуру, 32% — о том, что Навальный, о Митрохине – 21%. Тут явное доминирование Собянина в СМИ, просто огромное, хотя тот же Навальный знаком 64% москвичей».

В рамках московских опросов социологи также изучали отношение горожан к тому, что выборы мэра будут досрочными.

Согласно результатам опроса, такое решение устраивает 28% граждан. Именно столько респондентов согласились с утверждением «Мне нравится решение провести досрочные выборы: чем раньше Москва получит мэра, избранного самими горожанами, тем лучше». Противоположной точки зрения придерживаются 32% опрошенных: от неожиданного объявления о досрочных выборах мэра у них «создается впечатление, что они назначены для того, чтобы не дать кандидатам от оппозиции возможности подготовиться к ним». Еще 12% затруднились выразить свое отношение к голосованию 8 сентября.

Не волнуют приближающиеся выборы 28% респондентов.

Как отмечают в Левада-центре, предстоящее голосование не интересует 48% студентов, 50% безработных и 22% пожилых граждан.

«В большинстве групп, за исключением руководителей в бюджетной сфере и бизнесе, доля недовольных досрочными выборами на 1—3% выше, чем доля тех, кому понравилась эта идея», — говорится в комментарии к исследованию.

Опрос был оплачен за счет пожертвований, поступающих Левада-центру от пользователей интернета. Для полного возмещения стоимости опроса организации осталось собрать 85 тысяч рублей на «Яндекс-кошелек» с открытым аудитом. В случае успешного сбора средств следующий опрос будет проведен накануне выборов — в начале сентября.

http://www.gazeta.ru/politics/2013/07/16_a_5431425.shtml

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):