Табл. 1 Динамика Индекса потребительских настроений (ИПН) и его компонент
|
Июнь 2012 |
Фев. 2013 |
Март 2013 |
Апр. 2013 |
Май 2013 |
Июнь 2013 |
Индекс потребительских настроений (ИПН) |
100 |
99 |
99 |
100 |
105 |
104 |
Индекс текущего состояния (ИТС) |
98 |
97 |
101 |
99 |
106 |
105 |
Индекс ожиданий (ИО) |
101 |
101 |
99 |
101 |
104 |
104 |
Как и ожидалось, майский рост потребительских настроений оказался краткосрочным. В июне ИПН снизился на один пункт по сравнению с маем и составил 104 пункта. За средним отсутствием изменений скрывается незначительная разнонаправленная динамика потребительских настроений в социально-демографических группах. В июне продолжился небольшой рост настроений в высокодоходных группах, среди людей в активном трудоспособном возрасте, жителей крупных городов (в пределах 2-3 процентов). Соответственно, в июне потребительские настроений ухудшились в менее ресурсно обеспеченных группах населения страны (на те же 2-4 процента).
Несмотря на некоторое улучшение потребительских настроений в наиболее платежеспособных группах населения, нет оснований надеяться на существенный рост розничного спроса. Индикатор субъективных оценок ситуации на товарных рынках – соотношение положительных и отрицательных ответов на вопрос о том, стоит ли сейчас покупать товары длительного пользования, в июне даже немного ухудшился по сравнению с маем. По-прежнему треть опрошенных (33%) считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок для дома, а вот доля отрицательных оценок несколько выросла – с 15% в мае до 17% в июне.
В целом до осени вряд ли стоит рассчитывать на появление значимых положительных изменений в потребительских настроениях российских жителей.