Как выяснили социологи «Левада-центра», 22% опрошенных граждан хотят уехать из России — большую часть из них составили студенты и предприниматели из крупных городов. По сравнению с данными предыдущих лет количество потенциальных эмигрантов остается примерно на том же уровне, хотя в 2009 году таких было только 13%. Директор «Левада-центра» Лев Гудков отмечает, что резкий рост желающих уехать произошел еще в 2011 году, когда Владимир Путин объявил о намерении снова баллотироваться в президенты.
По данным опроса «Левада-центра» (проводился 23–27 мая в 45 регионах среди 1600 человек), 22% респондентов заявили, что «хотели бы уехать на постоянное место жительства за границу». Еще 70% сообщили, что не хотят эмигрировать (8% затруднились с ответом). Больше других хотели бы уехать студенты (45%) и предприниматели (38%), служащие (33%), а также специалисты и домохозяйки (по 28%). Около 70% из них составили граждане до 40 лет. При этом у каждого третьего потенциального эмигранта есть высшее образование и высокий потребительский статус, а две трети голосовали на президентских выборах за Михаила Прохорова или Владимира Жириновского.
Вместе с тем реальную готовность уехать выразило меньшее число респондентов. Так, 73% «никогда не думали» об эмиграции. Менее 1% сказали, что «оформляют документы на выезд», 1% — приняли «твердое решение уехать», 5% — «обдумывают возможности выезда», а еще 17% — «иногда подумывают» об отъезде.
Задумываться об эмиграции респондентов заставляли «лучшие условия жизни за рубежом» (49%), «нестабильная экономическая ситуация в России» (32%) и желание «обеспечить детям достойное и надежное будущее» (31%). Беспокоят граждан также «отсутствие в России защиты от произвола властей» (18%), «условия ведения бизнеса» (14%) и «сложившаяся политическая обстановка» (10%).
Отметим, что по сравнению с результатами предыдущих лет процент респондентов, заявивших о желании эмигрировать, остался примерно на том же уровне: в 2011 году их было 22%, в 2012 — 20%. Однако показатели 2009 года возросли более чем в полтора раза: тогда количество желающих покинуть Россию составляло всего 13%.
Как пояснил “Ъ” директор «Левада-центра» Лев Гудков, 22% — это «драматичный» результат, но его нужно рассматривать как «настроенческий показатель». «Реальную готовность выражают около процента-полутора»,— отметил он. По словам господина Гудкова, число желающих уехать с 1989 года «держалось на уровне 9–11%» и «подскочило» с 2011 года. «Тогда стало ясно, что Владимир Путин возвращается на пост президента, и это дало почти удвоенный рост, а кроме того, и импульс к протестам,— заметил господин Гудков.— Конечно, в первую очередь, уехать хочет образованная молодежь из крупных городов». По его словам, у этой категории граждан «нет строго выраженных политических претензий», но есть «общее ощущение дискомфорта и незащищенности в России». «Отсутствует независимая судебная система, в любой момент могут захватить бизнес — в этом смысле пример Сергея Гуриева (бывший ректор Российской экономической школы, эмигрировавший во Францию после допросов по делу ЮКОСа.— “Ъ”) очень иллюстративен»,— резюмировал Лев Гудков.