Взявшись за борьбу с коррупцией, Владимир Путин занялся именно тем, чего от него ждут граждане, выявил опрос «Левада-центра». Россияне считают, что президент «ограничивает аппетиты бюрократии, которая стремится использовать достояние России в своих интересах», но в то же время сомневаются, что нарушения со стороны депутатов и чиновников будут расследованы объективно. Эксперты отмечают, что, объявив борьбу с коррупцией, Владимир Путин сделал удачный «популистский зигзаг».
Согласно мартовскому опросу «Левада-центра», граждане ставят борьбу с коррупцией в тройку приоритетных направлений работы для Владимира Путина. Принятие закона, который запретит чиновникам и депутатам владеть активами за рубежом, 34% граждан восприняли как попытку «поставить заслон на пути отмывания коррупционных доходов», 26% — как защиту страны от «возможности влиять на ее политику посредством угроз в отношении собственности и денег госслужащих на Западе», 10% заявили, что этот закон защитит самих российских чиновников от «возможности отъема их иностранного имущества и активов по итогам политически мотивированных судов на Западе». А пятая часть респондентов отметила, что усиление антикоррупционного законодательства «обеспечит Путину возможность полного контроля за чиновниками и депутатами».
В то же время россияне полагают, что закон будет работать избирательно. Только 12% уверены, что запреты будут работать «в полной мере», 41% считает, что «кого-то будут «трясти», а кого-то нет». Еще 37% думают, что «через несколько месяцев про новый закон забудут». Также скептически граждане относятся к перспективам расследования нарушений со стороны депутатов и высших чиновников. В оценках россиян совмещаются ожидания реальной борьбы с коррупцией и опасения, что реализовать заявленную программу не получится, заявил «Ъ» замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. При этом, как выяснили социологи, 50% россиян считают, что за сокрытие депутатами недвижимости, причем не только за рубежом, но и в России, нужно вводить уголовную ответственность. Треть граждан считают, что в качестве наказания достаточно лишения поста.
Добавим, что, по мнению 73% респондентов «Левада-центра», президент «в полной» или «в значительной» мере должен нести ответственность за коррупцию и финансовые злоупотребления в «высших эшелонах власти». В России существует «огромный конфликт между элитами и массами, а Владимир Путин всегда старался не принадлежать полностью ни к одной, ни к другой стороне», отметил политолог Глеб Павловский. «Сейчас он сделал популистский зигзаг в сторону масс»,— считает он. «Для большинства Владимир Путин — символ власти, тот, кто способен унять чиновников, взять их под контроль, и он делает все для блага России»,— говорит Алексей Гражданкин. Поэтому, согласно опросу «Левада-центра», 49% респондентов считают, что именно глава государства «ограничивает аппетиты бюрократии», и меньшая часть (34%) полагает, что президент «потворствует бюрократии, стремящейся использовать достояние России в своих интересах».
«Наши граждане не совсем правильно оценивают систему управления, почему-то все время они свои ожидания и ассоциации ставят во главу угла и отделяют бюрократию от президента,— считает глава Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов.— Владимир Путин выстроил первый этап, он пишет законы, они проходят фильтр бюрократии, которая делает их не такими страшными, но чиновники понимают общую установку». При этом, считает эксперт, президент осознает и «управленческую угрозу, так как коррупция разъедает систему управления».