Динамика Индекса потребительских настроений (ИПН) и его компонент
|
Фев. 2012 |
Окт. 2012 |
Нояб. 2012 |
Дек. 2012 |
Янв. 2013 |
Фев. 2013 |
Индекс потребительских настроений (ИПН) |
101 |
99 |
97 |
102 |
101 |
99 |
Индекс текущего состояния (ИТС) |
97 |
97 |
95 |
99 |
99 |
97 |
Индекс ожиданий (ИО) |
103 |
100 |
98 |
104 |
102 |
101 |
Потребительские настроения жителей России продолжают ухудшаться. Показатели ИПН в целом, а также текущей и перспективной составляющих, вернулись на уровень четырехмесячной давности – середины осени прошлого года. До сих пор ежемесячное снижение ИПН незначительное – в пределах 2%. Однако в феврале более всего сократились оценки населением текущей ситуации на потребительском рынке – соответствующий частный индекс в феврале был на 4% ниже январского уровня.
В феврале ухудшение потребительских настроений произошло среди наиболее обеспеченной и среднедоходной части общества, жителей крупных городов, людей в активном трудоспособном возрасте. Однако именно эти слои населения являются основными потребителями на рынке. Напротив, менее обеспеченные граждане, люди предпенсионного возраста и пенсионеры (старше 55 лет) несколько повысили свой потребительский оптимизм.
Надо надеяться, что наступающие мартовские праздники приведут к некоторому всплеску потребительского оптимизма, но уже понятно, что существенных позитивных сдвигов ждать не приходится.
Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения уровня жизни