Социологи Левада-центра узнали у россиян, как они относятся к «закону Димы Яковлева», запрещающему гражданам США усыновлять российских сирот. Согласно данным социологов, «антисиротский» закон поддерживают 50% населения страны. Несмотря на это, большинство опрошенных не верят, что правительство намерено существенно улучить положение детей в детдомах. Специалисты считают, что принятие «антисиротского закона» лишь усугубило раскол между властью и модернизированной частью населения России. Социологи считают, что наиболее продвинутые слои общества склонны гораздо меньше поддерживать этот закон и соглашаться с официальными мотивами его принятия, нежели более традиционалистские слои населения.
Аналитический центр социологических исследований «Левада» выяснил, как россияне относятся к проблеме усыновления российских сирот за рубежом. 1600 человек объяснили, что они думают по поводу поспешного принятия так называемого закона Димы Яковлева, в чем причины сиротства в России и поможет ли запрет на усыновление решить проблему детдомов.
Закон, запрещающий отправлять российских сирот за границу, стал ответной мерой на американский закон, которым был запрещен въезд в США и заблокированы счета российским чиновникам, причастным, по мнению законодателей США, к гибели в СИЗО юриста Сергея Магнитского и нарушениям прав человека в России. «Акт Магнитского» обсуждался не один год и, по данным Левада-центра, количество россиян, которые восприняли такую инициативу США положительно, со временем не менялось. В 2011 году 44% респондентов согласились, что необходимо применить санкции по отношению к чиновникам, и спустя год, в декабре 2012-го, все те же 44% подтвердили, что фигурантов «дела Магнитского» следует наказать.
Впрочем, не все опрошенные считают, что негодование США по поводу нарушения прав человека в России связаны с «антисиротским» законом.
36% респондентов уверены, что Госдума отстаивает национальные интересы России, запрещая отправлять сирот за рубеж. Примерно столько же (34%) считают, что закон пытается защитить частные интересы российских чиновников, иными словами, что российский закон — это ответ американском «акту Магнитского». Еще 30% затруднились ответить.
Порассуждали социологи и о том, в чем же причина такого количества сирот и брошенных детей. Большинство респондентов (55%) винят в сложившейся ситуации социальную дезорганизацию — большое количество в обществе опустившихся людей, алкоголиков и наркоманов. Чуть меньше опрошенных (37%) считают, что главная проблема кроется в отсутствии морали, общем ожесточении нравов и бессердечии россиян. 34% респондентов полагают, что сироты в России появляются вследствие разрушения семей, 42% — вследствие нищеты и неустроенности.
Еще часть опрошенных уверены, что детдомовцы в стране появляются по вине государства. 27% отметили, что «в России не ценится человеческая жизнь», 25% считают, что «в стране разрушена система социального обеспечения, профилактики здоровья», а 24% уверены, что дело в общем ухудшении состояния здоровья населения — из-за этого «рождается много больных детей с тяжелыми наследственными заболеваниями и врожденными патологиями».
Левада-центр спросил, что сейчас должны сделать российские власти, чтобы улучшить положение сирот. Больше трети (37%) респондентов считают, что необходимо облегчить процедуру усыновления в России. Еще 8% опрошенных предположили, что стоит упростить процедуру любого усыновления, и в стране, и за рубеж. 19% уверены, что государству достаточно увеличить расходы на детские дома. Часть респондентов считают, что лучшее, что могут сделать власти, — запретить усыновление в США (10%) или же запретить любое иностранное усыновление (6%). Оптимисты в количестве 3% заявили, что проблема и так решается, менять ничего не надо.
Социологи «Левады» отмечают, что запрет на усыновление в США практически единодушно поддержали пожилые люди и домохозяйки. При этом ни один из опрошенных предпринимателей не одобрил эту меру.
Респонденты, которые высказались за и против «закона Димы Яковлева», разделились. Только половина населения (50%) одобряют принятие «закона Димы Яковлева», примерно треть населения (31%) относится к нему отрицательно. «Ключевым моментом здесь оказывается явный расчет законодателей на антиамериканские установки и довольно негативное отношение к США прежде всего наиболее социально зависимых и слабых групп, на котором в последние годы играет пропаганда», — считают в Левада-центре. Так, за закон высказались в основном наименее самостоятельные и более зависимых от государства группы российского населения: пожилые люди, россияне с низким уровнем доходов, плохо информированные, зависимые от характера подачи информации основными каналами ТВ. Кроме этого большинство (60%) опрошенных вообще не знают деталей и условий действующей практики усыновления детей иностранными приемными родителями (в том числе обстоятельства, что по закону иностранцы могут брать только тех детей, для которых не нашлось усыновителей среди российских граждан).
Социологи отмечают, что респонденты, относящиеся с большим сочувствием к детям, особенно к тем, у кого есть проблемы в развитии, чаще выступают против «антисиротского закона». Те же, кто в целом отрицательно относятся к американцам (среди них много малообразованных и неинформированных россиян, жителей провинции), не поддерживают и вывоз сирот в заграничные приемные семьи.
«Среди тех, кто отнесся к закону отрицательно, несколько выделяется группа специалистов (40%), а особенно наиболее самостоятельная группа — предприниматели (48%)», — сообщили в Левада-центре.
Специалисты центра уточнили, что опрос в Москве показал практически противоположные результаты по сравнению со всей страной: 37% относятся к закону положительно и 50% — отрицательно.
Большинство респондентов отмечают, что стоит разрешать усыновление российских детдомовцев приемными родителями из США и Западной Европы. Причем часть (8%) поддерживает подобную инициативу безоговорочно, некоторые (39%) уверены, что за детьми в семьях иностранцев нужен систематический контроль. Еще часть (22%) также выступают за иностранное усыновление, но только при условии, что случай тяжелый — тяжелая болезнь или инвалидность ребенка. Четверть опрошенных (25%) выступают резко против.
Несмотря на такую статистику, большинство респондентов уверены, что больные дети имеют лучшие условия для жизни, восстановления здоровья и развития на родине: 36% респондентов одобряют условия в российских приемных семьях, 16% — в приютах и детдомах на попечении РПЦ, 9% — в государственных детдомах и интернатах. Лишь 22% опрошенных голосуют за условия за рубежом: 18% уверены, что детдомовцам лучше на западе, а 4% — в Америке.
Левада-центр поинтересовался у россиян, сможет ли правительство улучшить положение детей в детдомах и обеспечить им счастливое будущее после принятия «закона Димы Яковлева». 64% уверены, что нет, и лишь 24% верят в помощь государства сиротам.
В ходе опроса респонденты рассуждали и о мотивах американских усыновителей и российских депутатов. Наличие у американцев корыстных мотивов («стремятся получить деньги или льготы») предполагают 33% опрошенных, но ровно столько же считают, что американцы стремятся обеспечить детям лучшие, чем в России, условия для лечения и развития. В неблаговидные и преступные намерения американцев, о которых постоянно говорили депутаты Государственной думы и некоторые СМИ, верят только 16% опрошенных, в то время как гуманные мотивы сочувствия и сострадания к детям отмечают 17%. 15% отмечают среди мотивов американцев простое человеческое желание иметь семью с детьми.
При этом россияне, которые относятся положительно и отрицательно к думской инициативе, разделились примерно поровну: 40% опрошенных полагают, что попытки объяснить принятие этого закона интересами российских детей — это демагогия и циничная манипуляция общественным мнением, а 38% уверены, что закон защитит интересы российских детей.
31% опрошенных думают, что закон стремится оградить российских детей-сирот от насилия в США, 18% уверены, что чиновники мстят американцам за «акт Магнитского», 12% убеждены, что российских сирот в принципе нельзя отдавать за границу. Еще 9% считают, что закон защищает российских коррумпированных чиновников и ограждает их от санкций по «акту Магнитского», 8% уверены, что инициатива депутатов отвлекает общественность от коррупции и произвола во властных структурах в России, и еще 8% заявляют, что закон заставит жителей США с уважением относиться к России.
«Представляется, что история с принятием «закона Димы Яковлева» еще больше углубила тот раскол между властью и наиболее модернизированной частью населения России, который явственно обозначился в 2012 году», — предполагают социологи Левада-центра.
По статистике, наиболее продвинутые слои общества — по уровню образования и доходов, по месту проживания и профессиональному статусу — гораздо меньше поддерживают этот закон и не соглашаются с официальными мотивами его принятия. «В целом недоверие к власти, связанное с различными аспектами принятия «закона Димы Яковлева», охватывает от 25 до 40% опрошенных. В особенности это характерно для большинства жителей Москвы, которые по многим позициям имеют отличающиеся от доминирующих в остальной стране мнения», — считают в «Леваде».
Ранее аналогичные опросы проводились фондом «Общественное мнение» и Всероссийским центром исследования общественного мнения. Согласно данным ФОМ, законопроект поддержали 56% респондентов, а по данным ВЦИОМ — 76%. «Закон Димы Яковлева» вызвал большой общественный резонанс. Против его принятия выступили многие представители российской интеллигенции, в частности, Лия Ахеджакова. 13 января в Москве прошел «Марш против подлецов», участники которого выразили свой протест против принятия российскими властями «антисиротского» закона.