Пресс-выпуски

Кампания против уличной оппозиции не удалась

Только четверть жителей России (24%) считают, что организаторы акций протеста стремятся свергнуть власть силой, для чего готовят массовые беспорядки, следует из опроса социологов «Левада-центра», проведенного 19-22 октября среди 1601 человека из 45 регионов (погрешность до 3,4%). Вопросы были предложены «Ведомостями». 34% уверены, что оппозиция хочет ненасильственной смены власти, 15% считают, что оппозиция не стремится ее менять.

Телефильм «Анатомия протеста — 2», авторы которого утверждают, что грузинские политики предлагали координатору «Левого фронта» Сергею Удальцову деньги на массовые беспорядки в России, также показался не очень убедительным. 42% опрошенных допускают факт переговоров, но только 6% верят, что Удальцов собирался потратить деньги на организацию массовых беспорядков. 10% считают, что Удальцов не планировал и брать эти деньги, а 8% не поверили в сам факт таких переговоров. Больше всего не поверивших в официальную версию событий среди тех, кто смотрел фильм, — 42%; но и те, кто его не видел, чаще прочих вариантов ответа выбирали именно этот. Фильм посмотрело 3% опрошенных, еще 11% знают, о чем он, впервые услышали о нем почти две трети респондентов.

Дело не в том, что протестующие кажутся населению миролюбивыми, полагает Алексей Гражданкин из «Левады»: неверие в их намерение прийти к власти означает, что в оппозиции не признают реальной политической силы, не видят в ней серьезного потенциала.

Депутат-единоросс, один из авторов законов об иностранных агентах и об ужесточении наказания за проведение митингов, Александр Сидякин отмечает: люди еще не разграничили для себя протест зимний, которому симпатизировали даже сторонники власти, и весенне-летний, когда главной целью митингов стали политические провокации. В Москве это уже начали понимать, считает Сидякин, именно поэтому митинги стали малочисленными.

Преследуя лидеров протеста (Удальцову на основании материалов «Анатомии» предъявлено обвинение), власть дает понять, что их деятельность опасна и наказуема, считает треть опрошенных «Левадой». Четверть респондентов полагает, что это запугивание оппозиционеров, еще 10% — что власть хочет их посадить. Нет никаких преследований, это следственные органы выполняют закон и реагируют на сообщения о нарушениях, считает 18%.

Это политические репрессии, убеждены 27% опрошенных, из них половина считает, что репрессии продолжатся или усилятся. Уголовные дела призваны восстановить порядок и законность, не согласны 39%. Такое распределение похоже на общее соотношение критически и лояльно относящихся к власти граждан, поясняет Гражданкин.

По данным «Левады», готовность населения включиться в протест с политическими требованиями в последние несколько месяцев остается стабильной: сейчас об этом говорят 11% — столько же, сколько и летом. Выйти на улицу на акцию против падения уровня жизни и в защиту своих прав готовы чуть больше — 15%, их доля также стабильна.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):