В последней декаде июня «Левада-центр» задавал вопрос: «Каких изменений в жизни страны следует ожидать после возвращения В. Путина на пост президента России?» Каждый восьмой из россиян, а в малых городах каждый пятый сказали, что начнется «улучшение доступности медицинского обслуживания и повышение его качества». Столько же людей надеются на активизацию жилищного строительства, прежде всего живущие на селе, а также молодежь. «Развития сети детских и школьных учреждений» наиболее напряженно ждут в небольших городах. Люди старшего поколения озабочены в первую очередь тем, чтобы состоялось «повышение пенсий до 70% от средней зарплаты».
Путин, полагает пятая часть опрошенных, будет (или должен) «развивать инфраструктуру», имеется в виду строительство дорог, газификация. Но существенно больше тех, кто считает, что он станет заниматься не этим скучным делом, а «модернизацией армии». (Нетрудно понять, что заставляет их так думать.) Таковы ожидания, адресуемые Путину-президенту, но по характеру своему они скорее относились бы к Путину-премьеру. Есть группа запросов, которые естественно направлять именно главе государства. Начинается их список с «реформы судебной системы» (независимость суда и проч.), с «кардинальных реформ в экономике» и доходит до «усиления контроля населения над действиями чиновников и органов власти разного уровня». На шаги этого рода намекал в своих обращениях прошлый президент, но дело этим и ограничилось. Теперь подобные ожидания адресуют нынешнему (чаще других женщины, молодежь, селяне). Кому-то обращение с подобными идеями к Путину покажется наивностью, но само наличие таких ожиданий еще раз доказывает, что у этого политика в начале его нового срока был шанс выступить с либеральной программой (и получить не рост критики, а рост одобрения). Сделано же было совсем иначе — и вот результат. Главным «изменением в жизни страны» ее жители, особенно так называемый средний класс, считают «резкое ужесточение политического курса, подавление оппозиции, митингов протеста».
Но против «подавления оппозиции» даже те, кто с ней не согласен. Поэтому более 40% ждут, что осенью протестные настроения не уменьшатся, а почти пятая часть (особенно среди руководящих работников) ожидает, что они будут нарастать. Здесь еще недавно виделся политический тупик, и кто только ни заявлял, что митинговые протесты под утратившими актуальность лозунгами вроде «Путина в отставку!» никуда не могут привести. Но российская общественная мысль сразу, с декабря, начала поиск путей для страны. Она теперь предлагает обществу новую повестку дня, и, как показывает наш опрос, новые идеи находят отклик. Требование «принятия новой Конституции, существенно ограничивающей полномочия и срок пребывания у власти президента РФ», готовы поддержать 38% (не готовы 36%). Тем, кто интересуется позициями рабочих, сообщим, что среди них это требование поддерживают 37%.