С 1 июля в России заметно вырастут цены на жилищно-коммунальные услуги. В зависимости от услуги и типа жилья плата за квартиру, электроэнергию, водо — и газоснабжение повысится на 3 — 25 процентов. 1 сентября произойдет новое повышение расценок. Почему рост расценок за услуги ЖКХ превышает темпы инфляции? Могут ли потребители коммунальных услуг влиять на ценовую политику управляющих жилищным хозяйством компаний? Как добиться демонополизации в сфере коммунального хозяйства? Вызовет ли повышение цен новую волну социальных протестов?
А теперь точка зрения социолога Марины Красильниковой, заведующей отделом доходов и потребления Левада-центра.
– Эксперты, с которыми обсуждалась тема повышения цен на тарифы ЖКХ и социальные сети, в которых это также активно обсуждается, говорят, что повышение цен – это единственное, что способно спровоцировать серьезную социальную активность рядовых граждан. Подтверждают ли это данные социологов? Если да, то почему?
– Мы не проводили каких-либо специальных исследований о проблематике жилищно-коммунальных услуг, и тем более не проводили в последнее время исследований, конкретно выясняющих степень влияния этого фактора на протестную активность. Поэтому я могу высказать свое мнение, исходя из тех представлений, которые у нас сформировались за годы проведения мониторинга социально-экономических перемен и анализа восприятия населением различных сторон своей обыденной жизни. Должна с уверенностью подтвердить, что проблематика уровня цен на жилищно-коммунальное обслуживание является одной из самых важных бытовых, повседневных проблем, которые беспокоят людей. В подтверждение тому несколько цифр. Из года в год мы получаем одну и ту же картину, когда спрашиваем о том, какие проблемы в обществе беспокоят людей больше всего. Всегда на первом месте – с уровнем примерно 72% от числа опрошенных – оказывается проблема роста цен, рост тарифов естественных монополий, рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Второе: мы уже много лет выясняем представления людей о нормальной жизни, о том, какие потребительские стандарты вкладываются людьми в понятие нормальной жизни и сколько для этого нужно людям денег, исходя из сегодняшнего текущего уровня цен. Неизменно оказывается, что представления о нормальной жизни довольно скромные. Уровень доходов, который нужен, порядка в среднем по России 27 тысяч рублей на человека в месяц. Но что я здесь хочу упомянуть в связи с проблемой жилищно-коммунальных услуг. Когда мы у людей спрашиваем, какие стандарты возникают у людей в голове, когда говорит, что такое нормальная жизнь, один из первых ответов, как правило, оказывается: нормальная жизнь – это когда я могу спокойно оплатить месячные счета жилищно-коммунального обслуживания, за телефон, за тепло, за газ, за свет. То есть проблема на кончиках пальцев, она вертится на языке, она является символом благополучия или, наоборот, неблагополучия и благополучия, либо неблагополучия с проблемой уровня жизни в стране.
– Эксперты говорят о том, что проблему повышения тарифов ЖКХ частично можно смикшировать активностью граждан, если они в жилтовариществах будут объединяться, пытаться контролировать управляющие компании, которые занимаются, в том числе, ценами на газ, свет и жилплощадь. Однако в подавляющем большинстве случаев это не делается. Почему нет корреляции между ожиданиями людей, повышением цен и пониманием того, что возможно при повышении своей активности эту проблему каким-то образом решить?
– Вы сказали в начале, что если бы население активнее контролировало деятельность коммунальных служб, то тогда… И так далее… Но дело в том, что на протяжение всех лет реформирования жилищно-коммунального хозяйства все эти программы доведения уровня оплаты услуг до 100%, то есть постепенное сокращение субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, вся эта реформа носит бесконечный характер просто потому, что в ней плохо прописаны и совершенно не работают механизмы контроля за уровнем затрат этих самых коммунальных служб. Поэтому сама задача выхода на 100% – не решаема. Потому что по мере того, как повышаются тарифы, у коммунальных служб растут расходы. Поскольку механизма контроля за этими коммунальными службами практически нет, а, с другой стороны, уровень соседской солидарности российских граждан не очень высок… Люди очень плохо объединяются в микросообщества на уровне подъезда, одного дома для того, чтобы решать какие-то общие соседские проблемы – это тоже проблема нашего общества.
– А почему так низка способность людей к самоорганизации?
– Потому что этой культуры раньше не было и до сих пор она мало востребована, к сожалению. У людей есть подтверждаемое их ежедневной жизнью представление о том, что они либо что-то могут сделать сами, опираясь на свой ближайший круг, либо они должны полагаться на верховную власть. Вот этой социальной середины, микросоциальных сообществ нет, нет культуры их организации и веры в то, что такого рода путь может помочь. Потому что недоверие ко всем институтам общества выражается, в том числе, и в неспособности к таким самоорганизациям на уровне микросообществ.
– А есть ли какая-то тенденция к улучшению ситуации за последнее десятилетие? Или общество как было атомизировано, таким и остается?
– Нет, все-таки есть зачатки товариществ собственников жилья со всеми проблемами, которые возникают вокруг этих микросообществ, но, тем не менее, они появляются и есть очень успешные примеры. Но их мало, и это процесс очень длительный и очень затрудненный. Главное, что при всей официальной риторике о том, что мы хотели бы поддерживать подобного рода сообщества, практика на самом деле очень часто оказывается обратной. На самом деле это та же самая проблема, которая мешает развитию мелкого и среднего предпринимательства в нашей стране. Это неспособность, со стороны населения, плохие и слабые навыки самостоятельной деятельности. А со стороны власти, государства в лучшем случае – отсутствие помощи в работе этим начинающим малым предпринимателям или микросообществам по решению конкретных социальных проблем, либо прямое противодействие. Просто потому, что власть организована сверху вниз, и чиновники смотрят только наверх.