Публикации в прессе

Об отношении россиян к Путину

Оценивая размах протестных настроений граждан России, политики и журналисты часто ссылаются на результаты опроса, проведенного независимой социологической службой «Левада-центр» среди участников митинга «За честные выборы!»» 24 декабря на проспекте Сахарова в Москве. В какой степени данные этого опроса можно экстраполировать на общероссийские политические настроения? Какова действительная популярность Владимира Путина? Об этом в интервью рассказывает директор Левада-центра Лев Гудков.

— Насколько репрезентативен опрос, проведенный на проспекте Сахарова?

— Мы опросили около 800 человек, и это достаточная выборка для того, чтобы представить себе состав и настроения людей, которые вышли на митинг. Естественно, в пределах погрешности, которая составляет около 5 процентов.

— Можно ли эти результаты экстраполировать на ситуацию в стране в целом?

— Нет. Москва очень сильно отличается от страны. И по уровню образования (около половины взрослого населения в Москве имеют высшее образование), и по доходам, и по информационной обеспеченности. Почти 66 процентов москвичей пользуются интернетом, в то время как в стране в среднем эта цифра составляет около 35-40 процентов. Москвичи в меньшей степени зависят от властей, они чаще работают в независимых от власти организациях, в бизнесе. Кругозор их гораздо шире и сильнее ответственность за происходящее в стране. Их недовольство положением вещей гораздо более обоснованно, чем диффузное недовольство депрессивной периферии.

— Согласно результатам вашего опроса, около 35 процентов участников митинга на проспекте Сахарова выступают за отставку Владимира Путина. А как обстоит дело в целом по России?

— В целом действительно в стране нарастает некоторая усталость от Путина. Больше 56 процентов заявляют, что они устали ждать, когда же оправдаются надежды, возлагаемые на Путина. Но, тем не менее, ситуация по стране резко отличается от того, что мы видели на митинге. Ситуация безальтернативна. Пока не появляется никаких лидеров, которые могли бы в общественном мнении конкурировать с Путиным. В общественном мнении с помощью пропаганды поддерживается имидж Путина как единственного лидера. Его деятельность одобряют от 61 до 64 процентов россиян — это показал опрос, проведенный 16 — 23 декабря, накануне митинга. Ситуация в целом устойчивая, и я не думаю, что за прошедшее с тех пор время что-то могло серьезно поменяться.

— А вообще что происходило с рейтингом Путина в последнее время?

— За последние два с половиной года, конечно, рейтинг сильно снизился. На пике, скажем, в декабре 2008 года, его деятельность одобряли 83 процента опрошенных. То же было и в декабре 2009 года. А сегодня одобряющих — 61-64 процента, четверть былого рейтинга потеряна. Рейтинг снижается за счет роста числа недовольных, этот рост заметен и очень стабилен: за два года число не доверяющих Путину увеличилось с 15 до 36 процентов. Это люди с четко выраженным настроением. Большинство же поддерживают Путина по привычке или в силу отсутствия альтернативы.

— Можно ли сделать вывод, что если бы выборы президента России состоялись с 16 по 23 декабря, когда вы проводили это исследование, за Путина проголосовали бы примерно 61-64 процента избирателей?

— Поменьше: 50 с чем-то. Не все бы пришли на выборы. Во всяком случае, больше половины проголосовало бы за Путина, тут нет сомнений.

— Сколько вам обычно требуется времени для обработки результатов опроса?

— Примерно неделя. Опросы начинаются в четверг, к концу следующей среды мы начинаем публиковать данные.

— Получается, к середине 20-х чисел будет известно, что россияне думали во время или сразу после новогодних праздников?

— Да.

— Вы ожидаете дальнейшего снижения рейтинга Путина в связи с последними событиями?

— Если он и снизится, то незначительно. Мы все-таки имеем дело с информационным пространством, значительную часть которого контролирует власть. Главную роль играет телевидение. Оно постаралось погасить эффект протестных выступлений и митингов. Мы имеем дело как бы с двумя Россиями: одна — провинция, в которой живут две трети населения и пользуются только телевидением, другая — это крупные города, население которых включено в систему не только телевидения, но и других каналов, радио и интернета — прежде всего. Там другая скорость информационного обмена, другая динамика оценок. И там, конечно, растет недовольство, растет критическое обсуждение. Но, я уверен, преобладающая масса избирателей по инерции будет голосовать за Путина.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):