Открыты и видны те, кто пришел на митинги в декабре. А кто не пришел? И почему?
Героями дня стали граждане-наблюдатели. Они были и на прошлых выборах, получали примерно те же результаты. Но теперь добровольцев оказалось много больше, и теперь они выложили свои видеонаблюдения в интернете. Нашелся, правда, пользователь, который сказал, что не сумел в них ничего понять. Он на площадь не пришел, а жаль. Но те, кто поняли — им счет на сотни тысяч, — вышли с требованием вернуть их украденные голоса, вернуть честные выборы.
Тех, к кому они обращались, на площади видно не было. Не появились члены ЦИК, не обозначили себя рядовые работники участковых и иных избирательных комиссий. А их у нас тоже сотни тысяч. Предположим, часть из них без помех выполнила все требуемые законом действия и спокойно удалилась спать. Что ж, так и надо. Известно, что в ряде случаев члены и руководители комиссий испытывали давление неких сил, желавших повлиять на результат волеизъявления народа. А они не поддались. Честь им и хвала.
Но, по сведениям, поступившим от многочисленных наблюдателей, были такие комиссии, которые поддались и так или иначе содействовали фальсификации результатов. Если верны выдвигаемые против них обвинения, то приходится заключить, что входившие в них люди (чаще всего это работники школ) сознательно участвовали в совершении действий, которые наша мораль считает нечестными, а закон — уголовно наказуемыми. Если, далее, верны подсчеты некоторых аналитиков, то людей, поступавших против совести, оказывается много.
Продолжаются дебаты о том, сколько и куда перекинуто процентов. Плохо, если состав Думы получился не такой, какого желали избиратели. Но кажется, что основной вред, который причиняется нации такими выборами, состоит не собственно в электоральном результате. Он в самом факте и, главное, во множественности этих фальсификаций, пусть и мелких. Он в том, что наших детей во многих школах будут воспитывать учительницы, которые готовы делать то, что делать нельзя.
Вряд ли кто-то из них выйдет на митинг «за честные выборы». Но вряд ли кто-то из них по доброй воле участвовал в таких делах. Они часть системы, которую специально настраивали на получение заданного результата. А систему перенастроить, даже если будет приказ, непросто. Непросто вылечить души этих людей: им всем пришлось придумать для себя оправдания. Хорошо бы, чтоб нашелся кто-то, кто помог бы им раскаяться и навсегда отвести от себя грех. Тогда им легче будет смотреть в глаза своим ученикам.
Те, кто согласился на фальсификации, за деньги или под давлением, повреждают совесть народа. Добровольцы-наблюдатели ее спасают. Ради этого же тысячи выходят на митинги. Похоже, честность снова стала нужна. Говорят, людей, желающих действовать в качестве наблюдателей, в марте будет еще больше, чем в декабре. Интересно, изменится ли число людей, готовых работать в избирательных комиссиях? Читать на сайте газеты