Ничто не вечно, и мы тем более. Даже закоренелые оптимисты порой задумываются, сколько же им написано на роду, и обижаются на скупость кукушек.
Социологи Аналитического центра Юрия Левады («Левада-центра«) в своем опросе коснулись не самой радостной темы. При всей корректности вопрос звучал так: «Задумывались ли вы о своей смерти, и если да, как вам кажется — готовы ли вы к ней?».
Готов к этому печальному событию лишь примерно каждый десятый россиянин — 12% опрошенных. Интересный факт: 4 года назад таких то ли пессимистов, то ли стоиков было у нас больше — 15%, то есть почти каждый шестой.
Сейчас 44% жителей России честно признались, что к смерти явно не готовы — «у нас дома детей мал-мала, да и просто хотелось пожить», как поет популярная рок-группа. В 2007 г. так отвечала лишь треть людей. Но тогда время было другое — спокойное, более-менее обеспеченное, докризисное. И 44% людей в ту пору просто «не задумывались» над печальной темой. Сейчас лишь 37% сказали социологам, что такие мысли им в голову не приходили. При этом затруднились с ответами примерно поровну тогда и теперь — 7 и 8%.
Четверть россиян хотела бы жить, по их словам, «как можно дольше», и точка. 37% добавили — «до тех пор, пока буду сохранять силы и ясность ума». Треть респондентов уповает исключительно на высшие силы — «сколько Бог даст». Четырьмя годами раньше таких фаталистов было намного больше — 43%.
А хотели бы вы жить вечно? На этот вопрос каждый шестой россиянин (17%) ответил «да». Ничего хорошего в бессмертии не видят 68%, граф Калиостро и Дункан МакЛауд — не их герои. А 15% ничего не ответили. Ушли размышлять. Или, скорее, немедленно после разговора с социологами выкинули подобные мысли из головы вон: нечего, не дай бог, накликают еще…