Владимир Путин в марте будущего года почти наверняка вернется в президентское кресло. Что это: демократия на российский манер или свидетельство возврата страны к традициям самовластия?
Путин, которого журнал Forbes недавно назвал «вторым по степени влияния человеком в мире», находится на пике формы, ведя свою игру. Он готов не колеблясь вывести свою страну из состояния длительного постсоветского недомогания и поставить ее на такое место в современном мире, которое принадлежит ей по праву.
Многие россияне довольны, а некоторые называют это триумфом демократии российского образца. Путин возвращается благодаря «политической модели, основанной на постоянном доверии [к его лидерским качествам]», говорит директор независимого московского Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. «Цель этой системы – развивать институты политической и экономической власти в России … теперь будет взят курс на модернизацию».
Однако некоторые видные критики утверждают, что Путин не «возвращается» на высший государственный пост, потому что в действительности он никогда его не покидал. Они говорят, что его власть основана на постановочной избирательной системе, на стреноженных и приведенных в подчинение средствах массовой информации, а также на продвигаемой Кремлем в массы идее о том, что альтернативы его руководству не существует.
Эти критики заявляют, что решение Путина объявить в сентябре на съезде правящей партии «Единая Россия» о завершении «тандемного» руководства совместно с Медведевым и вернуть себе президентскую мантию было просто моментом истины, когда возврат России к традициям самовластия за последнее десятилетие внезапно стал совершенно очевиден.
Возвращение Путина по-новому и весьма зловеще высвечивает все остальные политические события в России, в том числе, предстоящие выборы в нижнюю палату парламента Государственную Думу, которые назначены на 4 декабря. Критики задают вопрос: если Россия даже номинально не идет по пути некой постсоветской версии демократии, то куда она направится дальше, под кажущимся теперь бесконечным руководством Путина?
«Традиция самовластия типична для России, и она практически никогда не исчезала», за исключением кратких периодов экспериментирования, говорит один из наиболее известных российских историков Рой Медведев.
«Имеющаяся у нас сегодня структура власти гораздо больше похожа на монархию, чем на демократический режим…. [За два своих первых президентских срока] Путин восстановил государственную власть в России, упрочил ее институты, а также поднял престиж страны на мировой арене. По сути дела, он стал общенациональным лидером еще до того, как согласился поделиться властью с Медведевым», — отмечает историк.
Все компасы указывают на Путина
Впервые придя к власти около 12 лет назад, Путин создал такую систему государственного руководства, которая мало чем напоминает положения российской конституции 1993 года. Она в большей степени похожа на традиционную российскую схему автократического самовластного правления, когда во главе всего стоит один человек. Веками Россией правила многочисленная и разветвленная государственная бюрократия, которая была подотчетна лишь одному человеку – царю или генеральному секретарю. А этот человек стоял над политической борьбой, и даже над законом.
Хотя Путин на протяжении этих лет попеременно занимал должности президента и премьер-министра, он все больше вживался в роль, которую многие из его сторонников называют ролью «национального лидера», или незаменимого верховного руководителя, на которого указывают все бюрократические компасы.
Национальный лидер может занимать любой государственный пост или даже не занимать его вовсе, но ни один россиянин не усомнится в его абсолютной власти. Иосиф Сталин, правивший Советским Союзом примерно с 1928 года до самой смерти в 1953 году, никогда не занимал государственных постов. В сталинскую эпоху в СССР было несколько премьер-министров и глав законодательной власти, однако сегодня мало кто может вспомнить их имена.
«Мать Сталина как-то попросила сына объяснить ей, в чем заключается его работа, — говорит историк Медведев. – Он задумался над вопросом, а потом ответил: «Ну, я вроде как царь». … Путинская система сегодня выглядит как некая помесь между абсолютной монархией и сталинским режимом».
Объединяя капризную элиту
Даже противники Путина признают, что он энергичен, умен, эрудирован, уравновешен, умеет четко формулировать свои мысли. Все эти качества помогли ему на начальном этапе объединить капризную элиту, вытеснить на задворки супербогатых российских олигархов, наводнивших Кремль во время правления бывшего президента Бориса Ельцина, и остановить социально-экономический спад в России, который начался в катастрофическое десятилетие 1990-х годов.
Однако кое-кто опасается, что знакомые пороки самовластия вернутся с новой силой и опять начнут преследовать Россию, когда Путин со своей гарантированной абсолютной властью воцарится в Кремле еще на 12 лет и будет бесконтрольно править страной, а в своих контактах с внешним миром станет руководствоваться своекорыстными интересами своих приближенных.
«Я больше не понимаю [Путина]…. Он утрачивает связь с реальностью», — говорит Глеб Павловский, работавший у Путина ключевым советником и политическим стратегом в его первые два президентских срока, но ушедший в этом году из Кремля после непонятной посторонним внутрикремлевской разборки.
«В прошлом он играл в команде, у него не было такого самолюбования, и он не считал себя гением, — говорит Павловский. – Сейчас куда-то ушло его чувство юмора. Он говорит с людьми свысока. Он считает, что знает, что вы собираетесь сказать еще до того, как вы откроете свой рот, и если он не понимает что-то из сказанного вами, это не имеет для него никакого значения…. Из-за своих огромных успехов за прошедшие 10 лет он, похоже, уверовал в то, что понимает Россию и мир лучше, чем кто-либо другой».
Первоначальный успех Путина объяснялся отчасти выгодным сравнением в его пользу с плохо соображавшим Ельциным, которого он сменил. Также ему пошло на пользу резкое повышение нефтяных цен в мире, поскольку доля экспорта углеводородов в структуре государственных доходов составляет около 60 процентов. Это позволило ему добиться мира в обществе и заручиться солидарностью элиты, поскольку он начал делиться богатством с остальными.
«Немного парадоксально то, что Путин возвращается в момент, когда построенная им система приходит в упадок», — говорит Лилия Шевцова, написавшая для октябрьского номера вашингтонского журнала Foreign Affairs глубокую аналитическую статью о возвращении Путина на политическую сцену.
«Кульминационным моментом его системы стал период до 2008 года, время нефтяного эльдорадо, когда Путин был на коне, имел в своем распоряжении огромные ресурсы и пользовался огромной популярностью в обществе, — пишет Шевцова. – Сейчас экономика в застое, его популярность падает, а народ все больше недоволен…. Консенсус в отношении Путина распадается прямо у нас на глазах. Сегодня люди не сравнивают Путина с Ельциным, они сравнивают его с ранним Путиным, и находят, что он не обладает нужными качествами. Сейчас люди уже не надеются на улучшение жизни, они просто хотят выжить».
«Это совершенно иная атмосфера», — добавляет она.
По данным недавнего исследования, проведенного факультетом политологии МГУ (о нем сообщило независимое российское информационное агентство РБК), заоблачный рейтинг популярности Путина, составлявший 70 и более процентов в ранние годы его правления, в октябре снизился до 44 процентов.
«Наши последние данные говорят о том, что люди устали от власти», — говорит заместитель директора московского центра изучения общественного мнения имени Левады Алексей Гражданкин.
Опросы общественного мнения это, как известно, дело весьма деликатное, особенно в России, отмечают эксперты. Простые россияне могут выплеснуть свое недовольство на чиновников среднего звена во время опроса, но критиковать верховного лидера они обычно не желают.
Освистывание Путина
Но вот появился один крошечный признак того, что картина вне радарного экрана понемногу меняется. На прошлой неделе произошло невиданное доселе событие: Путина освистали, когда он появился на поединке по боевым искусствам и попытался спонтанно произнести речь. Многочисленные видеозаписи этого эпизода появились на YouTube. Число просмотров одной из них составило более 2 миллионов.
Однако Гражданкин отмечает, что никакой непосредственной угрозы это для Путина не представляет.
«Фигура Путина это олицетворение российской системы. Телевидение изображает его в качестве героя, который все берет в свои руки, который заботится о простом россиянине, защищает его и помогает ему… Наша молодежь знает только Путина – одного-единственного», — говорит он.
«Существует общее представление, что если Путин уйдет, возникнет хаос». Читать в переводе ИноСМИ