Выборы в Государственную думу, прошедшие 4 декабря, продемонстрировали заметные изменения политических настроений россиян. Почему столь заметного успеха добились коммунисты? Почему упал авторитет правящей партии «Единая Россия»?
О причинах смены предпочтений размышляет московский социолог, эксперт Левада-центра Борис Дубин:
– Причин несколько. Основная, вероятно, в том, что первые лица во власти в последнее время сделали ряд шагов, которые все-таки значительная часть населения не поддерживает, не одобряет и, в общем, считает как-то не очень соответствующими нормальному человеческому поведению. Я имею в виду, прежде всего, «рокировку» – то, как президент и премьер меняются местами. Вспомните, как Путина освистали. Не думаю, что большая часть населения поддержала бы этот свист, но имидж незапятнанного лидера, к тому же еще явного удачника, счастливчика, везунчика, – он ушел. А ведь фактически партия «Единая Россия» держалась только этим.
Проводя исследования, мы задаем довольно подробные вопросы: «Что вас привлекает в этой партии?» И получаем ответы не о программе, не о выражении интересов каких-то групп населения — простых людей, рабочих, интеллигенции и так далее, — а о том, что это сильная партия, в ней самые сильные люди из власти. Но оказывается, их можно освистывать, они могут дурить голову в течение нескольких лет. Судя по результатам опросов, и сами эти лица, и партия надоели. Ведь последнее время, как в брежневские времена, только что из утюга или из холодильника не было Путина и Медведева… Просто надоели.
Коммунисты, кстати, тоже надоели. И не похоже, чтобы они завоевали новые голоса — они просто сумели активизировать старые. За голосованием за коммунистов во многом стоит, конечно, протестное голосование – это протест против власти, которая сейчас сложилась в России. Не конкретно, скажем, против Путина или Медведева. Просто около 60% взрослого населения в России считает, что сложившееся положение дел надо менять.
И, видимо, на выборы пришло больше людей, чем рассчитывали в партии власти, это повлияло на то, что больше оказалось тех, кто проголосовал за коммунистов, а не за «Единую Россию». У «Единой России» были бы лучше дела, если бы на выборы пришло меньше народу. Коммунисты рассматриваются все-таки как умеренная, но оппозиция. Такова точка зрения относительного большинства россиян. И они проголосовали за эту умеренную оппозицию. Нельзя сказать, что цифры ошарашивающие, но это несомненный успех коммунистов, конечно.
С точки зрения историко-политического вектора кажется, что хрен редьки не слаще. Ну, хорошо, недобрала свои прежние голоса «Единая Россия» – так набрали их коммунисты. При этом демократического вектора не просматривается вовсе. Я думаю, что в самое ближайшее время, скажем, несколько лет, вряд ли он будет заметен. Но вот в горизонте лет 8-10-12 я не исключаю, что этот вектор очень даже проявится. Все-таки перед страной гигантские проблемы. По мнению большинства россиян, власть сегодня занимается исключительно своим делом, а именно — делит наживу. И, похоже, это правда. Проблемы эти никуда не денутся, они только обострятся в ближайшее время. Запрос на альтернативные политические программы проявится. И в этом смысле проявится, наверное, и демократическая составляющая этого запроса.
Подрастает молодежь: более информированная, более благополучная, вместе с тем — озабоченная проблемами своего роста. Некоторую базу для демократических политиков она создаст. Дело только в том, что лица, которые сегодня представляют демократический спектр, тоже, надо сказать, поднадоели. Демократические политики довольно слабо связаны с населением, слабо ощущают его как своего партнера, и, кажется, даже не очень ищут этого партнерства, что обидно.
Есть различные сведения о тех или иных нарушениях в ходе выборов. Видимо, они значительные. Очень важный вопрос сейчас – социологический портрет страны. Такова ли Россия, какой она будет в Думе? Все-таки, я думаю, что погрешности существенные. Все-таки была такая партия в свое время, которая называлась «против всех». Теперь ее устранили. Я думаю, что она бы выглядела на этих выборах очень значительно. Потом надо учесть, что на выборы пошли 60% взрослого населения, но осталось-то 40! Это очень серьезная цифра – 40 млн человек. Сдвиг пока еще есть в сторону партии власти, условно говоря, в сторону центра. Яснее обозначились умеренно оппозиционные края. Но явно это не весь спектр взглядов, который есть сейчас в России.