Публикации в прессе

Криминальная полиция

29 ноября Следственный комитет России начал расследование обстоятельств смерти 23-летнего Евгения Котова в дежурной части МВД Владимирской области. По словам правозащитников, количество жалоб на преступления сотрудников правоохранительных органов не снижается даже спустя четыре месяца после переаттестации. И это при том, что «расслабиться по полной» смогли еще не все новоиспеченные защитники правопорядка. Сокращение штата МВД продолжается, и пока еще страх увольнения заставляет быть более или менее законопослушными.

На этой неделе замминистра внутренних дел Сергей Булавин сообщил СМИ, что у общественного совета при МВД появилась задача обеспечить полиции доверие и поддержку граждан. Совет должен «советовать» правоохранителям, как им этого добиться. Между тем спустя четыре месяца после официального завершения переаттестации полиции не удалось снискать высокий уровень доверия граждан. В опросе «НИ» «Как, на ваш взгляд, переаттестация отразилась на сотрудниках МВД», который мы провели на сайте газеты, приняли участие свыше тысячи наших читателей. Более половины из них считают, что полиция не отличается от милиции. Чуть менее половины уверены, что сотрудники МВД стали грубее и наглее, а также более изобретательными в получении взяток. И только 4% участников опроса отметили, что полицейские вежливее, внимательнее и законопослушнее, чем милиционеры. В августе, когда переаттестация только закончилась, «НИ» проводили такой же опрос. Верящих в то, что сотрудники МВД изменились в лучшую сторону, тогда набралось 5%. Остальные голоса распределились почти так же, как и сейчас.

Социологические исследования дают похожие результаты. По данным ноябрьского опроса Аналитического центра Юрия Левады, только 6% россиян считают, что полиция работает удовлетворительно. «Левада-Центр» и фонд «Общественный вердикт» регулярно публикуют Индекс доверия полиции, который может быть от «-100» до «+100». В ноябре этот индекс по всей России был «+12», а год назад был «-3». В столице ситуация оказалась противоположной. Сейчас индекс равен «-11», а в прошлом ноябре был «+1». Глава фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина объясняет это тем, что «общество в целом услышало о происходящей реформе, надеется на изменение к лучшему и выдает кредит доверия полиции». Московский индекс, по мнению Натальи Таубиной, показывает, что жители столицы, «скорее всего, сильно раздражены и информационной пропагандой реформаторских «успехов» не в последнюю очередь из-за того, что обладают большими возможностями получения информации из различных источников, чем, например, жители села».

Как рассказал «НИ» председатель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков, «специалистам понятно, что ждать от реформы особенно ничего не приходится». «Общественности это станет понятно через какое-то время, – отметил Павел Чиков. – Я думаю, что будет разочарование, рейтинг снова рухнет. А способствовать этому могут шокирующие события «евсюковского» характера».

Из лент новостей сообщения о преступлениях правоохранителей и не исчезали. 29 ноября председатель Следственного комитета РФ (СКР) Александр Бастрыкин поручил своим подчиненным провести тщательное расследование обстоятельств смерти 23-летнего Евгения Котова в дежурной части отдела МВД во Владимирской области. По информации пресс-службы СКР, Котов был задержан по подозрению в незаконном проникновении в жилище. Евгений пропал 16 октября, а после двухдневных поисков родные нашли его в морге со следами жестоких истязаний. Тело было доставлено в морг из ОВД, где Евгений пробыл около часа. По версии полиции, Евгений сам себя изувечил (включая гениталии) в отделении полиции, куда был доставлен по заявлению граждан. А затем вышел на крыльцо и упал замертво.

21 ноября было возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника уголовного розыска Владивостокского линейного управления МВД на транспорте. По версии следствия, в октябре 2011 года полицейский посетил одну из саун во Владивостоке. Во время отдыха он осознал, что у него похищена крупная сумма денег. В краже он обвинил женщину-администратора сауны. Он провел свое «собственное расследование» и избил ее в своем служебном кабинете, нанеся удары рукой и ногами по лицу.

18 ноября Следственный комитет РФ по Московской области возбудил уголовное дело в отношении двух сержантов патрульно-постовой службы, избивших в Можайске 12-летнего подростка Богдана Бондаря. По данным следствия, полицейские, не имея достаточных оснований, решили доставить школьника в отделение. По их словам, он распивал на улице алкогольные напитки, однако когда ребенку провели медицинское освидетельствование, это не подтвердилось. Подросток попытался убежать от полицейских, но те догнали его, повалили на землю и избили, сломав ему суставную впадину правой лопатки.

Буквально каждую неделю под колесами автомобилей сотрудников МВД гибнут пешеходы. 13 ноября участковый полиции в городе Михайловск Ставропольского края на пешеходном переходе наехал на 40-летнюю женщину. Полицейский скрылся, женщина через несколько часов скончалась в больнице. 9 ноября сотрудник московской полиции сбил на пешеходном переходе женщину. Она получила перелом предплечья.

Как сообщили «НИ» в пресс-службе МВД, судить о том, снизился ли уровень преступности среди сотрудников ведомства благодаря преобразованию милиции в полицию, станет возможно в начале 2012 года, когда будут подведены итоги текущего года. Также в пресс-службе министерства отметили, что сотрудников, нарушивших закон, наказывают в соответствии с законодательством, которое в связи с реформой МВД было ужесточено. Напомним, в соответствии с поправками в Уголовный кодекс, совершение преступления сотрудником силового ведомства считается отягчающим обстоятельством.

Опрошенные «НИ» правозащитники отмечают, что обращений граждан в связи с пытками и побоями меньше не становится. «За осень количество обращений к нам, наоборот, сильно возросло, – рассказал «НИ» юрист фонда «Общественный вердикт» Антон Звездкин. – За этот год к нам обратились 247 человек, а за весь 2010 год – 195». По мнению Антона Звездкина, это может быть связано как с тем, что фонд становится более известным, так и с тем, что «люди дают аванс сотрудникам полиции, они готовы поверить, что полиция может измениться, и пытаются содействовать этому». «Количество и характер обращений не изменились с тех времен, когда полиция была милицией», – сообщил «НИ» эксперт Комитета против пыток Антон Рыжов.

Гражданский активист Артем Кубышкин публикует на сайте общественного движения «За права человека» появляющиеся в СМИ новости о преступлениях сотрудников МВД. Он рассказал «НИ», что количество сообщений о тяжких преступлениях, таких, как пытки и убийства, и спустя четыре месяца после переаттестации, остается неизменным.

По словам Артема Кубышкина, информации о взятках в МВД с начала переаттестации стало меньше. Сотрудник одного из ОВД Южного округа Москвы заверил «НИ», что и самих взяток его коллеги теперь берут меньше. «Начала работать особка (Отдел собственной безопасности, ОСБ. – «НИ»), – рассказал наш собеседник. – Сейчас он работает на все 200%. Поэтому люди в низах вообще почти не работают на себя. Очень сильно уменьшилось количество взяток – где-то на 70%. Все боятся сокращения». В соответствии с указом Дмитрия Медведева, к 1 января 2012 года предельная численность сотрудников МВД должна составить 1 млн. 110 тыс. человек. В марте 2010 года она была 1 млн. 280 тыс. Сокращения продолжились и после переаттестации. Сейчас, по словам сотрудника ОВД Южного округа, «сокращают сотрудников без высшего юридического образования». «Одна моя знакомая, занимающая руководящую должность в подразделении ОВД, ждет увольнения со дня на день, – рассказал собеседник «НИ». – У нее нет юридического образования, и она прекрасно знает, что ее уволят. Остальным ничего не известно, будут их увольнять или нет. Есть информация, что сокращения ожидаются или до Нового года, или после».

Глава независимого профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин подтвердил «НИ», что ОСБ ведет активную работу. Такую, что, по его словам, «московские гаишники увольняются пачками»: деньги вымогают у них. «Гаишники работают без выходных, потому что их сократили в два раза, зарплата осталась прежняя, – рассказал «НИ» Михаил Пашкин. – А тут еще постоянные провокации. Недавно на гаишника наехали сотрудники контрольно-профилактического отдела. Пытались доказать в суде, что он вымогал деньги. У них якобы была аудиозапись. Только расшифровку аудиозаписи они в суд предоставили, а саму запись почему-то уничтожили».

И все же, хотя глава МВД Рашид Нургалиев и возвестил еще летом, что коррупция осталась в прошлом, за его спиной Следственный комитет каждый день сообщает о нескольких фактах, противоречащих этому новому порядку вещей. В трети новостей, которые опубликованы на сайте СКР в разделе «Коррупция», сотрудники МВД выступают в роли подозреваемых и обвиняемых. Например, 28 ноября Следственный комитет РФ по Тверской области возбудил уголовное дело в отношении бывшего старшего лейтенанта полиции. По версии следствия, в сентябре 2011 года он помог проехать по областной дороге автокрану, водитель которого не имел разрешения на передвижение этого транспортного средства. За покровительство полицейский получил 40 тыс. рублей. 25 ноября уголовное дело было возбуждено против инспекторов ДПС в Республике Коми. По данным следствия, 24 ноября патрульные остановили автомобиль, за рулем которого находился нетрезвый водитель. Они сказали, что он может избежать ответственности, если заплатит им 50 тыс. рублей.

Отметим, что в ближайшее время такие предложения граждане смогут получить и от сотрудников других служб МВД, потому что у них появятся свои алкотестеры. 3590 штук будет передано дежурным частям ОВД, две тыс. – вневедомственной охране, тысяча – транспортной полиции.

То, что уровень преступности в МВД остается на том же уровне, каким он был во времена существования милиции, признает и член общественного совета при ГУ МВД по Москве Антон Цветков. «Много лет из системы уходили профессионалы, потому что сотрудникам МВД платили, как гастарбайтерам, – описал он ситуацию «НИ». – Остались те, кто или патриотично верит в эту систему, или – таких больше – те, кого больше никуда не возьмут и кто и так неплохо себя чувствует, потому что у него есть левые доходы». Между тем Антон Цветков не согласен с тем, что сокращение численности московской милиции могло существенно повлиять на статистику раскрываемости преступлений. По официальным данным ГУ МВД столицы, за десять месяцев 2011 года раскрываемость особо тяжких преступлений ухудшилась в столице на 11%, краж – на 17%. «Только на основании этой статистики нельзя судить о работе полиции», – считает Антон Цветков. По его мнению, все может быть наоборот: «Приходит новый руководитель и говорит, что теперь все по-честному. И сразу падают показатели».

Начальник юридического отдела независимого профсоюза сотрудников милиции Владимир Носков также сетует на то, что МВД покинуло много людей, которыми ведомству стоило бы гордиться. «Я сейчас делаю иск в Таганский суд для одного оперуполномоченного, майора милиции, – рассказал Владимир Носков «НИ». – Одни награды, медали, ни одного замечания, ни одного взыскания. Трое детей, жена не работает, два высших образования у человека, полностью соответствует должности, стаж работы 15 лет. И что вы думаете? Человека уволили в период переаттестации». По словам Владимира Носкова, в период переаттестации переназначение на должность инспектора ППС в Москве стоило 50–60 тыс. рублей, на должность оперуполномоченного – около 450 тыс. рублей. «Люди, которых незаконно уволили, идут к нам огромным потоком, многие из них профессионалы без сучка, без задоринки», – добавляет г-н Носков.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):