Каждый четвертый россиян полагает, что в стране насаждается культ личности Владимира Путина. По оценкам экспертов, это свидетельствует не о росте, а о снижении его популярности.
По данным проведенного в конце октября опроса «Левада-центра», 25% граждан считают, что в России существует культ личности Путина.
В марте 2006 года, согласно опросам «Левада-центра», такого мнения придерживался лишь каждый десятый.
Спустя пять лет, когда Владимир Путин, побыв премьером, готовится вернуться в Кремль, уже 30% считают, что имеются все предпосылки к возникновению культа его личности. Число тех, кто таких предпосылок не находит, за пять лет снизилось с 57 до 33 процентов.
Комментируя итоги опроса, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что «иногда такие проявления бывают, но объективно вряд ли можно говорить о каком-то культе личности Путина в России».
Большинство аналитиков полагает, что в данном случае Песков прав.
«Культ личности Путина — это слишком сильно сказано», — заявил Русской службе Би-би-си политолог Алексей Воробьев.
Негативный образ
Словосочетание «культ личности» общеизвестно в России со времен хрущевской «оттепели». Оно являлось официально узаконенным стыдливым эвфемизмом для обозначения сталинского террора и имеет ярко выраженную негативную окраску. Отвечая «да» на вопрос о культе Путина, граждане, фактически, выражали не положительное, а отрицательное отношение к нему.
Те, кому не нравится Путин, и те, кто видит признаки его возвеличивания — это, в целом, одни и те же люди, говорит замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.
Данную точку зрения подтверждают ответы на другие вопросы «Левада-центра».
Лишь 3% россиян выразили восхищение Путиным, и 24% ему симпатизируют. В июне 2008 года таких насчитывалось 40%.
29% опрошенных заявили, что политическая система в России все больше напоминает советскую, и это им не нравится. С 2007 года с 34 до 25 процентов уменьшилась доля тех, кто считает, что долгое пребывание у власти одних и тех же людей обеспечивает порядок и стабильность. Сейчас 34% граждан уверены, что это ведет к произволу и коррупции, а четыре года назад таких было лишь 20%.
Шашлык «Вертикаль власти»
О «путиномании» скорее можно было говорить в начале его правления.
В 2002 году девичья поп-группа «Поющие вместе» с эстрады объяснилась президенту в любви: «И теперь я хочу такого, как Путин! Такого, как Путин — полного сил, такого, как Путин — чтобы не пил!».
Армейский ансамбль пел о чеченской войне: «Бьет в чистом поле система «Град»! За нами Путин и Сталинград!».
Примерно в ту же пору две молодые предпринимательницы открыли в Челябинске кафе «Путин», где коронным блюдом был шашлык «Вертикаль власти».
Однако и тогда маек с портретами президента или наклеек на стеклах машин было не видно, а портреты и бюстики Путина раскупались в основном чиновниками и бизнесменами.
«Путиномания» принципиально отличалась от культа Сталина, основанного на страхе и почтении. Для женщин он являлся идеалом сильного, надежного и трезвого спутника, а для мужчин — «своим мужиком», с которым хорошо было бы сходить на рыбалку или пропустить пару кружек пива. При этом у прекрасного пола президент всегда был популярнее, чем среди мужчин.
Некоторые эксперты в области социальной психологии даже усматривали в этом игривом культе позитивное начало, полагая, что он способствует формированию в обществе свободного отношения к власти.
Скрытые комплексы
«Отношение к Путину было плодом иллюзий и ожиданий, — говорит Алексей Воробьев. — После 1990-х годов любой здоровый и дееспособный человек был бы воспринят благожелательно. Люди сами нарисовали в своем воображении некую мощную фигуру».
Между тем, по мнению эксперта, реальный Путин никогда не являлся и не является сильной личностью.
«Психологи указывают, что полеты Путина на самолетах и гонки на мотоциклах выдают скрытую закомплексованность. Внутренне сильному и уверенному человеку нет нужды постоянно демонстрировать силу», — замечает он.
«Такая ситуация не может длиться долго, если не подкрепляется серьезными реальными достижениями, — говорит Алексей Воробьев. — Культ Сталина опирался на победу в большой войне и успехи индустриализации. Какой ценой — другой вопрос. А Путин за 10 лет не реализовал ни одного крупного успешного проекта. Диверсификация экономики, борьба с коррупцией, пенсионная реформа, реформы армии и МВД — все зашло в тупик».
Реально, общество может поставить в заслугу Путину две вещи: относительное повышение благосостояния и «замирение Чечни».
Однако чеченская драма пережита и, в основном, забыта. Террористическая угроза отступила в массовом сознании на задний план. Главная эмоция, испытываемая сегодня гражданами в отношении Северного Кавказа — раздражение масштабными бюджетными дотациями и роскошью, которой окружает себя Рамзан Кадыров — на взгляд налогоплательщиков, за их счет.
Что касается жизненного уровня, то резервы экономического роста за счет экстенсивных факторов практически исчерпаны. И специалисты, и обыватели не сомневаются, что теперь страну ожидает многолетняя стагнация.
Главным общественным раздражителем сделались коррупция и вопиющее неравенство доходов, причем «жируют», по мнению граждан, не столько предприниматели, сколько чиновники, а Путин воспринимается как заступник и выразитель интересов этого класса.
Метаморфозы личности
Выдвижение Путина на новый срок и перспектива его пожизненного или, по крайней мере, весьма длительного правления породили настроения разочарования и безысходности. Хвалить Путина сделалось в обществе дурным тоном. Даже его сторонники говорят, что лучше бы ему, как спортсмену, уйти вовремя, пока добрая память окончательно не развеялась.
Алексей Гражданкин считает, что тема «культа Путина» достигла апогея накануне прошлых президентских выборов, когда велись разговоры о «национальном лидере», а теперь «достигла насыщения».
Политолог Борис Макаренко говорит о «моральном износе личности Путина», рейтинг которого и так держался феноменально долго, и предсказывает, что повторить на выборах 2012 года прежние сногсшибательные показатели ему будет сложно.
Сложилось отчетливое ощущение, что система, сложившаяся в нулевых годах, исчерпала свои возможности, говорит эксперт «Горбачев-фонда» Андрей Рябов.
Алексей Воробьев указывает на имиджевую проблему.
«В начале правления он держался очень скромно, а теперь уверился в своей непогрешимости и величии, это видно по его поведению и высказываниям. При этом народ не видит улучшения своей жизни. Этот диссонанс очень вреден для Путина», — отмечает он.
Эксперт полагает, что «Владимир Путин мог бы возродиться как лидер, если бы развернулся на 180 градусов и занялся развитием экономической конкуренции и гражданского общества».
Перед глазами Путина пример его предшественника Бориса Ельцина, который большую часть жизни был классическим советским руководителем, а на рубеже седьмого десятка лет сумел стать демократическим политиком, в условиях реальной жесткой конкуренции выигравшим все выборы, в которых участвовал, поборником рынка и свободы слова.
Однако, как замечает Алексей Воробьев, подобные метаморфозы — великая редкость.
«Изменить свою сущность мало кому удавалось, тем более, в таком возрасте, — говорит он. — Люди, уже пребывающие на вершине власти, обычно не склонны слушать советов. Наоборот, они перестают критически относиться к себе и становятся еще менее эффективными».
«Падение рейтинга будет продолжаться», — предсказывает он.
Танго с кумиром
Для танго, как известно, нужны два партнера. Культ личности насаждают правители, а создают подданные.
Культ не сформируется без достаточного количества людей, готовых искренне восторгаться платьем голого короля. Лучшая гарантия от его возникновения — не писаные законы, а состояние умов.
В 1970-х годах предпринимались попытки сотворить культ Брежнева. Однако и тогда общество уже сильно изменилось по сравнению с эпохой Сталина. Современники подтвердят: никакого культа и в помине не было, провозглашение Брежнева великим полководцем и великим писателем порождало только насмешки и анекдоты.
Наполеон однажды сказал: «Все-таки величие возможно только на Востоке. Александр завоевал Египет и провозгласил себя земным богом. А я, конечно, сделал неплохую карьеру, но, попробуй я объявить себя богом — каждая рыночная торговка в Париже расхохочется мне в лицо!».