Публикации в прессе

Несчастная Россия Путина

В большинстве официальных демократий граждане должны дождаться проведения выборов, чтобы выяснить, кто будет управлять их страной. В России не так.

В прошлом месяце Дмитрий Медведев, российский президент и предполагаемый глава государства, заявил съезду правящей партии «Единая Россия», что российский премьер-министр Владимир Путин будет выдвигаться в президенты в марте, вернувшись на пост, который он занимал в период с 2000 по 2008 годы. На том же съезде Путин предложил, чтобы Медведев возглавил партийный список «Единой России» на выборах в парламент, и предположил, что он может занять пост премьер-министра.

Эти заявления подтвердили то, что многие и так давно подозревали: что Путин, которому российская Конституция запрещала избираться на третий срок подряд, просто назначил Медведева греть ему кресло в течение четырех лет, пока он снова не сможет вернуться к власти. Несмотря на сделанные ранее в этом году заявления о том, что он хотел бы продолжить работу на посту президента, Медведев признал, что они договорились о конфигурации между ними «несколько лет назад». Путин теперь явно будет президентом до 2024 года.

Кто-то будет конкурировать с Путиным, для виду. Но результат выборов не вызывает сомнений. Путин вне всякого сомнения самый любимый и самый популярный политик в России. «Если бы там были действительно справедливые и честные, свободные выборы – которыми они не будут – то и тогда Путин бы их выиграл. Этого невозможно избежать, — говорит Джеймс Никси (James Nixey), научный сотрудник британского исследовательского центра Chatham House. — Тот факт, что они все равно подтасовывают результаты, является для меня источником постоянного удивления».

Своей популярностью Путин обязан в некоторой степени времени и удаче. Его президентство совпало с резким ростом глобальных цен на энергоносители, что было на руку России, и позволило ей восстановить свое влияние на постсоветском пространстве, используя нефть и газ как оружие для запугивания стран типа Украины и Грузии, которые стремились к более тесным связям с Западом.

Он пришел к власти после хаоса времен президентства Бориса Ельцина, когда объем российской экономики резко сократился в связи с распадом Советского Союза. Этот период заставил многих россиян почувствовать недовольство демократией, говорит Стивен Пайфер (Steven Pifer) из Института Брукингса. «Для многих россиян демократия ассоциировалась с чем-то другим, чем то, что произошло в 1990-е, которые для многих русских были крайне плохими в экономическом смысле».

Путин не предложил особо много в плане демократии, но подарил россиянам порядок. «Стабильность была восстановлена. Пенсии платились. Был реальный экономический рост», — говорит Алекс Найс (Alex Nice), исследователь из Chatham House, ныне занимающийся свободной научной работой в Германском совете по международным отношениям. Но путинская автократия также задушила политическое развитие России, и сегодня в стране нет никакой жизнеспособной оппозиции, которая могла бы угрожать ему.

«В России немного общественного пространства, — говорит Денис Волков, аналитик из «Левада-центра», российского исследовательского института, занимающегося в том числе изучением общественного мнения. — Это означает не только то, что правительство и власти могут дискредитировать оппозицию – что мы наблюдаем; есть много лжи относительно оппозиции – но проблема глубже. Без публичного, общественного пространства, без усиленного внимания к оппозиционным партиям, это не поможет им развиться. Только под общественным контролем могут возникнуть новые лидеры, возникнуть и действовать в качестве публичных фигур».

Большая часть российских средств массовой информации, и в особенности телеканалы, управляются либо государством, либо компаниями, которые тесно связаны с ним. Независимые журналисты – особенно те, которые исследуют связи между правительством, военными, разведывательными агентствами и организованной преступностью – рискуют быть убитыми. Пять пишущих журналистов из одного издания под названием «Новая газета» погибли с 2000 года. Подобные случаи редко должным образом расследуются.

В подобном окружении оппозиционным политикам трудно достучаться и влиять на граждан. Но демократические восстания расцвели пышным цветом в странах, гораздо менее свободных, чем Россия. Волков говорит, что определенная вина за это лежит на самих лидерах оппозиции. «Их низкая поддержка объясняется во многом их собственным поведением».

Не то, чтобы русские доверяют своей политической системе. Опросы «Левада-центра» демонстрируют широкое распространение цинизма. Большинство россиян уверены, что обычные граждане не в силах повлиять на решения, принимаемые правительством. И только четверть уверена, что будущий лидер будет выбран на выборах, а не заранее.

«Люди чувствуют себя отстраненными от процесса принятия решений, от политики», — говорит Волков. Но, добавляет он, «они просто принимают ситуацию такой, какая она есть»… Читать целиком на сайте ИноСМИ

Оригинал публикации: Putin’s unhappy Russia

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):