Публикации в прессе

А может, замолвим несколько добрых слов о России?

Наверное, Россия самый сложный рынок среди стран БРИК, пользующийся к тому же наименьшим доверием. Ей не верят не только иностранцы, но и сами россияне.

Руководители малого бизнеса говорят, что хотят покинуть страну, о чем свидетельствует проведенный в мае Левада-Центром опрос общественного мнения. Отток капитала из российских и иностранных источников остается серьезной проблемой.

Однако некоторые финансисты говорят, что сбрасывать Россию со счетов не стоит. Ее впереди ждет многообещающее будущее, как в экономическом, так и в политическом плане.

«Если хотите услышать о России что-то плохое, просто спросите любого россиянина», — говорит портфельный менеджер Джон Коннор (John T. Connor), руководящий инвестиционным фондом Third Millennium Russia Fund (TMRFX). Коннор помогал руководить российской публичной интернет-компанией Mail.Ru Group, будучи ее президентом в период становления фирмы с 1999 по 2001 год.

«В отличие от США, где мы проявляем чрезмерный оптимизм, в России стакан всегда наполовину пуст», — говорит он.

Лесной медведь исчез. Россия пережила крах коммунизма и потерю десятков государств-сателлитов. Сегодня существует две России. А может и три. Есть Россия сырьевая. Она обладает самыми большими в мире запасами природного газа. По сбору пшеницы она опережает США и Европу. Она может вызывать падение и рост цен на этот важный сельскохозяйственный продукт точно так же, как это делают проблемы с погодой на Среднем Западе.

Есть высокотехнологичная и интеллектуальная Россия. Ее компания интернет-поиска «Яндекс» в мае вышла в свободный полет на биржевой площадке Nasdaq. «Яндекс» занимает 22-е место среди 500 ведущих вебсайтов мира, о чем сообщает компания Alexa, публикующая информацию о всемирной паутине. В России работает «Лаборатория Касперского», являющаяся ведущим разработчиком систем компьютерной безопасности и занимающая, по данным Gartner Research, первое место на розничном рынке США по продажам антивирусов.

Есть там и неспокойные порой миллиардеры-олигархи, есть и их драматичные, для показа по телевидению, отношения с Кремлем.

А какое же место занимает во всем этом средний класс? По данным Economist, его игнорируют. Многие вернувшиеся в 2000 году в Россию люди хотят снова уехать оттуда.

Слабо фрагментированный политический ландшафт означает, что определенная часть электората, а именно владельцы малых и средних предприятий не имеют политического представительства, что влияет на их коммерческие и финансовые решения, и способствует бегству капитала из страны. Консолидация власти в руках правящей партии «Единая Россия» привела к росту апатии среди населения. Широко распространенные фальсификации и подтасовки на местных и парламентских выборах также дают повод для усиления цинизма и разочарования в существующей политической системе.

Все говорят об эмиграции, о чем пишет Economist в своей статье от 10 сентября. Популярный писатель Дмитрий Быков  посвятил одну из своих последних статей бегству капитала и людей из страны, а также запрету на выезд, которому подверглись на короткое время оппозиционные политики Борис Немцов и Владимир Милов. Советское правительство наказывало диссидентов, высылая их, написал Быков. «А теперь оно наказывает их, не выпуская».

Опрос общественного мнения, проведенный недавно Левада-Центром, показывает, что 22% взрослого населения России хотело бы навсегда уехать из страны. В 2007 году этот показатель составлял 7%. Это самая большая цифра после распада Советского Союза, когда о своем желании уехать говорили всего 18%. Более 50% российских предпринимателей заявляют, что хотят покинуть страну.

Реформы в российской экономике идут не так быстро, как хотелось бы инвесторам. Да и направление движения не вызывает особого доверия. Поэтому Россия остается в тисках своих миллиардеров-олигархов и в зависимости у энергетических компаний, таких как Газпром, которые пополняют государственный бюджет. Благодаря высоким нефтяным ценам в России в настоящее время отмечается положительное сальдо чуть меньше 1% ВВП.

Некоторые политические реформы могут принять форму приватизации определенных отраслей и компаний, создания независимой судебной системы и улучшения норм корпоративного управления, включая наращивание поддержки малым и средним предприятиям.

«Моя идея состоит в том, чтобы дать малому бизнесу абсолютную свободу. Сейчас он вносит небольшой вклад, по крайней мере, из того, что мы видим, в экономический рост и налоговую копилку, поскольку бюрократия и коррупция загоняют его в тень», — говорит Оденияз Джапаров, управляющий от Deutsche Bank во Франкфурте закрытым инвестиционным фондом DWS RUSSIA.

«Россия стоит на одной ноге, которая является  сырьевой ногой, а ей надо встать на обе ноги, и второй должен стать малый бизнес. Это очень либеральная идея, я знаю, однако Россия очень предприимчива, и если ее поддержать, а не топить в бюрократии, то в недалеком будущем это будет совсем другая страна. Ситуация требует смелых и неортодоксальных стратегических решений», — заявляет Джапаров.

4 марта 2012 года состоятся президентские выборы, на которых изберут либо действующего президента Дмитрия Медведева, либо бывшего президента и нынешнего премьер-министра Владимира Путина. Рейтинги популярности у обоих политических фигур весьма высокие, поскольку  примерно 64% населения страны поддерживает то, что называют «тандемом власти». Несмотря на отток капитала из страны, который по данным российского центробанка по состоянию на 30 июня составлял около 30 миллиардов долларов, и несмотря на политическую неопределенность, рейтинги у российских политических лидеров выше, чем у президента Барака Обамы.

Тем не менее, деньги неопределенность не любят. Поэтому бегущий российский капитал, значительная часть которого направляется в излюбленные российские оффшоры на Кипр, после выборов может вернуться.

«Кто бы ни стал новым президентом, Путин или Медведев, Россия будет более открытой страной, чем сейчас, — говорит Джапаров. – Мы увидим, как возобновится проведение реформ. Сейчас политическая неопределенность вызывает нервозность капитала».

У России нет средств контроля над капиталом, поэтому, когда инвесторы начинают нервничать, деньги бегут из страны. В 2008 году из России утекло почти 130 миллиардов долларов, что перечеркнуло тот небольшой приток, который был зарегистрирован в 2006 и 2007 годах. Для своих размеров Россия как пункт назначения инвестиций не выдерживает никакого сравнения с Южной Кореей. По данным Всемирного банка, общий приток портфельных инвестиций в страну составил в 2009 году всего 3,4 миллиарда долларов, в связи с чем она является  самым слабым из крупных формирующихся рынков. В Индии, Китае и Бразилии приток капитала превышает 20 миллиардов долларов.

«С точки зрения макроперспективы я не хочу находиться в России, — говорит портфельный менеджер по формирующимся рынкам из нью-йоркского Фонда Оппенгеймера Джастин Леверенц (Justin Leverenz). – С точки зрения инвестора, российская политика находится далеко за пределами моих аналитических способностей».

Лидеров российского бизнеса больше всего беспокоит экономическая и политическая стагнация. Надо что-то делать. Трех-четырехпроцентный рост для такой огромной страны как Россия это стыд и позор, и Медведев ругает за такие показатели российские компании. В этом году он выгнал государственных чиновников из советов директоров госкорпораций, готовясь сделать их более дружелюбными по отношению к инвесторам, а также к их частичной приватизации. Он критикует российских авиастроителей за их неконкурентоспособность на мировом рынке.

Медведев и Путин пока не объявили официально, кто из них будет баллотироваться  в президенты, но похоже, что президентом будет все-таки Путин, о чем говорят экономисты из лондонской компании Nomura Securities.

«Мы считаем намного более интригующим и важным для рынков вопрос о том, кого Путин назначит своим премьер-министром, — пишет Татьяна Орлова из Nomura. – Мы с 55-процентной уверенностью можем сказать, что будущей весной президент Путин назначит премьер-министром не Медведева, а кого-то другого».

Это назначение станет показательным для будущего направления российской политики. Российский бизнес получит лучшее представление об этом к середине декабря, когда избирательный сезон наберет полные обороты. Это снизит неопределенность и поможет вернуть российские деньги обратно в страну, хотя многое здесь будет зависеть от личности будущего премьера.

Может быть, Россия не так уж и плоха.

В том же опросе Левада-Центра о своем желании уехать из России заявили менее 20% производственных рабочих и представителей старшего менеджмента. Почти половина винит в жизненных затруднениях политическую коррупцию. Больше всего люди жалуются на высокую стоимость жизни в крупнейших городах страны. В списке миллиардеров журнала Forbes за 2011 год фигурируют 79 москвичей. Москва опережает по этому показателю Нью-Йорк, претендуя на звание мировой столицы миллиардеров.

«Когда вы видите заголовки, в которых Россию называют Диким Востоком, и когда звучат призывы не вкладывать в нее деньги, именно тогда вам надо там инвестировать, — говорит Джапаров из DWS RUSSIA. – Россия должна стать хорошим местом для вложения инвестиций».

Оригинал публикации: On Russia, Maybe Not So Bad Afterall?

В переводе inoСМИ

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):