Гроза над Америкой 11 сентября 2001 г. и молниеносная же реакция нашего президента, выразившего американцам сочувствие и солидарность, неожиданно открыли перед Россией новые горизонты. Одни с радостью, другие с удивлением обнаружили, что мы и США снова союзники. У России снова появилась миссия спасать, и притом на равных с США, мир от общего врага — международного терроризма. Кроме того, представилась приятная возможность думать, что те, с кем мы воюем в России, — это «международные террористы», даже если они граждане РФ. Тогда же США вознамерились нанести удар по талибам в Афганистане. Возникла и тут наша своеобразная близость с Америкой. 40% россиян, опрошенных нами в тот год, считали, что России следует «поддержать акции возмездия США в отношении террористов» (против было немногим больше, 48%). Однако осудили бы «ракетно-бомбовые удары по базам террористов в Афганистане» 48%, а против такой формы поддержки, как «предоставить американцам наши базы в Таджикистане», выступили почти 70%. Почти 80% высказались против того, чтобы «принять участие в наземной операции против талибов». Здесь отчетливо сказался «афганский синдром», усугубленный чеченским. После непобедоносных и тягостно длительных афганской и первой чеченской войн опросы регистрировали сильнейшее нежелание россиян, чтобы «наши мальчики» отправлялись куда-либо воевать. В 2001 г. перспектива снова увязнуть в Афганистане у нас никого не привлекала. Сближало с американцами и то, что они ввязывались в ту же безнадежную войну, что и мы. У нас 56% вообще не верили в то, что Соединенным Штатам удастся добиться «разгрома и нейтрализации террористов». (И похоже, оказались во многом правы.) Собственный горький афганский опыт помог россиянам тогда же правильно оценить, каковы будут потери американцев. Из предложенных вариантов ответа наиболее часто выбирали вариант «несколько тысяч». А по последним официальным американским данным, потери армии США убитыми составили 1648 человек, ранеными — 13 447 человек.
Интересно, что тогда, 10 лет назад, в России полагали, что, даже если физически устранят бен Ладена, опасность повторения терактов, «подобных тому, что случился в Нью-Йорке», останется такой же (48%) или даже повысится (28%). Вот террориста № 1 больше нет, теперь жизнь покажет, насколько верен был прогноз. Во всяком случае, на заданный в августе 2011 г. вопрос «Удалось ли США в результате действий в Афганистане существенно уменьшить угрозу международного терроризма?» 67% ответили «нет». Лишь 18% верили, что Америке удалось уменьшить угрозу.
На территории США действительно с тех пор не было таких терактов. Но в остальном мире их число не сокращалось. Не забудем, что цель любого террористического акта, вообще террора — вызвать массовый страх. В нашей стране в сентябре 2001 г. боялись стать жертвой теракта 76% жителей, а 10 лет спустя, в августе нынешнего года, — 73%. Читайте на сайте газеты