Здорово было придумано: заклеймить девяностые как «лихие» и тем создать контрастный фон для своих спокойных нулевых. Но вот обнуление кончилось, и оказалось, что «за последние 10 лет — считают 52% граждан — воровства и коррупции в руководстве страны стало больше». Люди представляют себе системный характер этих явлений. 53% ответили, что за последние 10 лет «влияние бюрократии и чиновников на жизнь страны стало больше», при этом «связи между чиновниками аппарата и бизнесом» только укрепились, воровства и коррупции в «высших эшелонах» больше, чем в «низовых».
Публика и раньше охотно ругала власти, но не касалась фигур номер один и два. А теперь публичная критика подбирается и к ним. «Бизнес-интересы ближайшего окружения первых лиц страны существенно влияют на принятие важнейших государственных решений в России» — так полагают 66%. И на прямой вопрос: «Как вы считаете, где сейчас больше коррупции — в окружении Путина или Медведева?» — побоялись или затруднились ответить в целом менее 15%. Таких побольше (18%) среди сторонников ЕР, но всего 4% среди тех, кто за КПРФ. Итак, где же больше коррупции? По мнению почти 80% прокоммунистического электората, хороши «и тут и там». Вообще, 70% всех избирателей не видят разницы между уровнем коррупции в окружении президента либо премьера. Да и в рядах сторонников правящей партии 66% предпочитают этот уклончивый ответ. Потому, видимо, что не хочется выбирать: у какого из лидеров хуже окружение, это ведь, по сути, выбор — кто хуже из двух лидеров. От подобной тактичности картина выходит еще непригляднее, получается — на верхах воруют везде. В этом свете нюансными выглядят ответы, называющие «более коррумпированным» окружение премьерское (13%) нежели президентское (4%). Практически во всех группах избирателей путинское окружение обвиняют в коррупции гораздо чаще, чем медведевское. В электорате ЕР — в полтора раза чаще, в электорате ЛДПР — в 3,5 раза, в электорате КПРФ — в 14 раз, в электорате СР — в 30 раз чаще. В этом отразилось и поднимающееся недовольство путинской системой, и робкая надежда на то, что новая власть будет почестнее. Но, повторим, главная мысль избирателей: воруют причастные к любой власти.
Если бы у нас было какое-нибудь место для дискуссий меж партиями… И если бы партии там выражали и защищали интересы своих избирателей, то мы увидели бы там ту картину, которую демонстрирует наше исследование. Обсуждался бы там, предположим, уже упоминавшийся вопрос о коррупции в руководстве страны. В этой ситуации ЕР пришлось бы туго. В ее «фракции» признали бы эту коррупцию не более 44%, а во всех остальных фракциях — 57% (ЛДПР), 65% (КПРФ), 72% (СР). Та же картина и по другим рассмотренным проблемам. Есть, впрочем, случаи, когда не могут сдержать негодования и в правящей партии. На вопрос «Есть ли у высших российских чиновников счета за рубежом?» — отвечают «да» 91% сторонников ЕР.