Пресс-выпуски

Индекс потребительских настроений (апрель 2011)

Мартовский сезонный подъем потребительскихнастроений жителей России уже в следующем месяце не получил развития. Индекспотребительских настроений (ИПН) в апреле 2011 составил 96 пунктов, что на один пункт ниже мартовского уровня. Незначительное снижение оценок в равноймере коснулось как текущей составляющей ИПН, так и ожиданий на будущее (см.табл. 1).

Последние полтора года потребительскиенастроения россиян практически не меняются, а значит остаются на значительноболее низком уровне, чем до начала кризиса 2008 года. Это и есть количественноевыражение позиции потребителя по поводу ситуации на розничном рынке страны:потребительский оптимизм примерно на 20% ниже, чем до кризиса, а это значит,что восстановление после кризиса пока откладывается.

Российский потребитель сейчас не спешитделать новые покупки: доля тех, кто считает, что сейчас для этого подходящеевремя, равна доли противников этой позиции – и тех и других примерно четвертьопрошенных (25-26%). Остальные придерживаются нейтральной позиции. До кризисадоля положительных оценок текущей ситуации с точки зрения своевременностипотребительских расходов, была на треть выше — 35% по сравнению с 25%, а доляпротивников – почти вполовину меньше – 13% против 26%. Именно этот позитивныйбаланс в пользу благоприятных оценок текущей ситуации подстегивал быстрый росттоварооборота в докризисный период. Два года спустя после начала кризиса Россиитак и не удается вернуть оптимизм потребителей.

Сохранение стабильного уровня потребительскихнастроений в целом за последний год было обеспечено за счет роста субъективныхоценок уже произошедших изменений материального положения семей, улучшенияпредставлений о целесообразности крупных потребительских расходов. Растущиеопасения относительно будущего развития ситуации в стране в целом, а такженеуверенность в будущем своих семей остаются наиболее важным факторомформирования потребительских настроений жителей России и не способствуютповышению потребительского оптимизма.

Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения уровня жизни

Табл. 1 Динамика Индекса потребительских настроений (ИПН) и его компонент

Апр.

2010 

Нояб.

2010 

Янв.

2011 

Февр.

2011 

Март

2011 

Апр.

2011 

Индекс потребительских настроений (ИПН)

94 

103 

95 

91 

97 

96 

Индекс текущего состояния (ИТС)

82 

97 

87 

84 

91 

90 

Индекс ожиданий (ИО)

103 

108 

100 

96 

102 

100 

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):