Мартовский сезонный подъем потребительскихнастроений жителей России уже в следующем месяце не получил развития. Индекспотребительских настроений (ИПН) в апреле 2011 составил 96 пунктов, что на один пункт ниже мартовского уровня. Незначительное снижение оценок в равноймере коснулось как текущей составляющей ИПН, так и ожиданий на будущее (см.табл. 1).
Последние полтора года потребительскиенастроения россиян практически не меняются, а значит остаются на значительноболее низком уровне, чем до начала кризиса 2008 года. Это и есть количественноевыражение позиции потребителя по поводу ситуации на розничном рынке страны:потребительский оптимизм примерно на 20% ниже, чем до кризиса, а это значит,что восстановление после кризиса пока откладывается.
Российский потребитель сейчас не спешитделать новые покупки: доля тех, кто считает, что сейчас для этого подходящеевремя, равна доли противников этой позиции – и тех и других примерно четвертьопрошенных (25-26%). Остальные придерживаются нейтральной позиции. До кризисадоля положительных оценок текущей ситуации с точки зрения своевременностипотребительских расходов, была на треть выше — 35% по сравнению с 25%, а доляпротивников – почти вполовину меньше – 13% против 26%. Именно этот позитивныйбаланс в пользу благоприятных оценок текущей ситуации подстегивал быстрый росттоварооборота в докризисный период. Два года спустя после начала кризиса Россиитак и не удается вернуть оптимизм потребителей.
Сохранение стабильного уровня потребительскихнастроений в целом за последний год было обеспечено за счет роста субъективныхоценок уже произошедших изменений материального положения семей, улучшенияпредставлений о целесообразности крупных потребительских расходов. Растущиеопасения относительно будущего развития ситуации в стране в целом, а такженеуверенность в будущем своих семей остаются наиболее важным факторомформирования потребительских настроений жителей России и не способствуютповышению потребительского оптимизма.
Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения уровня жизни
Табл. 1 Динамика Индекса потребительских настроений (ИПН) и его компонент
Апр. 2010 |
Нояб. 2010 |
Янв. 2011 |
Февр. 2011 |
Март 2011 |
Апр. 2011 |
|
Индекс потребительских настроений (ИПН) |
94 |
103 |
95 |
91 |
97 |
96 |
Индекс текущего состояния (ИТС) |
82 |
97 |
87 |
84 |
91 |
90 |
Индекс ожиданий (ИО) |
103 |
108 |
100 |
96 |
102 |
100 |