Динамика Индекса потребительскихнастроений (ИПН) и его компонент
Март 2010 |
Май 2010 |
Авг. 2010 |
Нояб. 2010 |
Янв. 2011 |
Февр. 2011 |
Март 2011 |
|
Индекс потребительских настроений (ИПН) |
96 |
101 |
101 |
103 |
95 |
91 |
97 |
Индекс текущего состояния (ИТС) |
83 |
92 |
96 |
97 |
87 |
84 |
91 |
Индекс ожиданий (ИО) |
104 |
107 |
104 |
108 |
100 |
96 |
102 |
К началу весны 2011 года потребительскиенастроения жителей России несколько улучшились. Индекс потребительскихнастроений в марте составил 97 пунктов (в феврале он был на уровне 91 пункта). Ростоценок примерно в равной мере коснулся и субъективных представлений о текущемположении дел, и ожиданий на будущее. Однако эти позитивные изменения носят в первую очередь сезонный характер и означают, что ухудшение потребительскихнастроений в первые месяцы нынешнего года пока не стало началом долговременнойнегативной тенденции. Но о появлении позитивного тренда тоже пока говорить не приходится.
В целом потребительские настроения россиян не слишком оптимистичны. За весь прошедший год мы так и не увидели роста сводногоиндекса потребительских настроений. В марте нынешнего года ИПН возвратился на уровень годичной давности. Более того, по сравнению с мартом 2010 года, оценкиперспектив стали несколько скромнее (частный индекс ожиданий в марте нынешнегогода был на 2 пункта ниже уровня марта 2010г.). Это произошло в основном за счет ухудшившихся ожиданий будущего состояния личных денежных доходов, котороеотмечалось все последние месяцы.
Сохранение стабильного уровня потребительскихнастроений в целом за последний год было обеспечено за счет роста субъективныхоценок уже произошедших изменений материального положения семей, улучшенияпредставлений о целесообразности крупных потребительских расходов.
Растущие опасения относительно будущего развитияситуации в стране в целом, а также неуверенность в будущем своих семей остаютсянаиболее важным фактором формирования потребительских настроений жителей Россиии не способствуют повышению потребительского оптимизма.