Пресс-выпуски

Индекс потребительских настроений (март 2011)

Динамика Индекса потребительскихнастроений (ИПН) и его компонент

Март

2010 

Май

2010 

Авг.

2010 

Нояб.

2010 

Янв.

2011 

Февр.

2011 

Март

2011 

Индекс потребительских настроений (ИПН)

96 

101 

101 

103 

95 

91 

97 

Индекс текущего состояния (ИТС)

83 

92 

96 

97 

87 

84 

91 

Индекс ожиданий (ИО)

104 

107 

104 

108 

100 

96 

102 

К началу весны 2011 года потребительскиенастроения жителей России несколько улучшились. Индекс потребительскихнастроений в марте составил 97 пунктов (в феврале он был на уровне 91 пункта). Ростоценок примерно в равной мере коснулся и субъективных представлений о текущемположении дел, и ожиданий на будущее. Однако эти позитивные изменения носят в первую очередь сезонный характер и означают, что ухудшение потребительскихнастроений в первые месяцы нынешнего года пока не стало началом долговременнойнегативной тенденции. Но о появлении позитивного тренда тоже пока говорить не приходится.

В целом потребительские настроения россиян не слишком оптимистичны. За весь прошедший год мы так и не увидели роста сводногоиндекса потребительских настроений. В марте нынешнего года ИПН возвратился на уровень годичной давности. Более того, по сравнению с мартом 2010 года, оценкиперспектив стали несколько скромнее (частный индекс ожиданий в марте нынешнегогода был на 2 пункта ниже уровня марта 2010г.). Это произошло в основном за счет ухудшившихся ожиданий будущего состояния личных денежных доходов, котороеотмечалось все последние месяцы.

Сохранение стабильного уровня потребительскихнастроений в целом за последний год было обеспечено за счет роста субъективныхоценок уже произошедших изменений материального положения семей, улучшенияпредставлений о целесообразности крупных потребительских расходов.

Растущие опасения относительно будущего развитияситуации в стране в целом, а также неуверенность в будущем своих семей остаютсянаиболее важным фактором формирования потребительских настроений жителей Россиии не способствуют повышению потребительского оптимизма.

Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения уровня жизни

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):