С начала 2011 года потребительские настроенияроссиян непрерывно ухудшаются. И это не только сезонное явление, компенсирующеепредновогодний рост потребительского оптимизма. Уже по итогам января ИПНопустился ниже уровня ноября прошлого года. В феврале падение настроенийпродолжилось, хотя и более медленными темпами. В итоге уровень потребительскихнастроений россиян (ИПН) в феврале нынешнего года составил 91 пункт и оказалсяниже, чем он был год назад.
Нынешние тенденции развития потребительскихнастроений населения России характеризуются не столько снижением оценок текущейситуации (более того, оценки уже произошедших изменений в материальномположении своих семей респонденты оценивают все лучше и лучше), сколько растущимопасением относительно развития ситуации в ближайшее время. В результатесоставляющая ИПН, отражающая оценки текущего состояния (ИТС) в феврале все жевыше уровня годичной давности, тогда как частный индекс ожиданий (ИО) – заметнониже (см. таблицу).
Потребительские настроения в февралепродолжили ухудшаться во всех основных социально-демографических группахнаселения, за исключением жителейМосквы, потребительские настроения которых в феврале уже были лучше, чем в январе. Кроме того, представители наиболее обеспеченной части общества (те, ктоможет без финансовых затруднений для семейного бюджета приобретать товарыдлительного пользования) сейчас по-прежнему испытывают больше потребительскогооптимизма, чем в начале прошлого года, несмотря на отрицательную динамикупоследних месяцев.
Динамика Индекса потребительскихнастроений (ИПН) и его компонент
Февр. 2010 |
Май 2010 |
Авг. 2010 |
Нояб. 2010 |
Янв. 2011 |
Февр. 2011 |
|
Индекс потребительских настроений (ИПН) |
95 |
101 |
101 |
103 |
95 |
91 |
Индекс текущего состояния (ИТС) |
81 |
92 |
96 |
97 |
87 |
84 |
Индекс ожиданий (ИО) |
103 |
107 |
104 |
108 |
100 |
96 |
Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения уровня жизни