Пресс-выпуски

Изменение уровня жизни и покупательского поведения россиян

12-16 ноября 2009 года  Аналитический Центр Юрия Левады(Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 500 россиян в пяти крупнейшихгородах страны. Распределение ответов на вопросы этого исследованияприводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с даннымипредыдущих опросов*. Опросы, проходившие в декабре 1999 и 2000 годов, охватилидесять крупнейших российских городов и выборку 1000 респондентов. Статистическаяпогрешность не превышает 3,4%.

Судя по результатам опросов декабря 1999 и ноября 2009 года, уровень жизни российскихграждан за 10 последние лет значительно увеличился. В четыре раза возрослоколичество россиян, относящих себя к материально благополучной категории. Болеечем в три раза снизилось число российских граждан, «только сводящих концы с концами», а также тех, кто считает себя бедным.

В течениепоследних 10 лет изменилось покупательское поведение россиян. Уличная торговля в значительной степени уступила крупным магазинам, гипер- и супермаркетам и торговым центрам, что также свидетельствует о росте уровня благосостояния нашихсоотечественников. Если 10 лет назад 49% россиян покупали продукты питания чащевсего на уличных и оптовых рынках, то сегодня на первом месте по популярности супермаркетыи универсамы (31%), а продуктовые рынки занимают четвертое место (12%).

За исследуемыйпериод в России было также отмечено многократное увеличение числа покупателейчерез Интернет. Если в конце 1999 россиян, заказывающих товары через Интернет,было менее 1%, то сегодня их уже 12%. Также в последние 10 лет в нашей странераспространилась торговля через распространителей и торговых агентов.

КАК БЫ ВЫ МОГЛИ ОПИСАТЬ ВАШ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ?

варианты ответа

дек.99

ноя.09

богато

0

0

очень благополучно

>1

1

благополучно

6

24

средне

46

62

только сводим концы с концами

35

10

бедно

10

3

очень бедно

3

>1

отказ от ответа

1

1

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЦЕЛОМ, СЕЙЧАС — ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ДЕЛАТЬПОКУПКИ; ЛУЧШЕ ПОДОЖДАТЬ С ПОКУПКАМИ; ИЛИ НЕЧТО СРЕДНЕЕ МЕЖДУ ЭТИМ?

варианты ответа

дек.99

дек.00

ноя.09

хорошее время делать покупки

15

18

24

лучше подождать с покупками

43

40

34

нечто среднее

32

34

34

затрудняюсь ответить

11

8

9

НАЗОВИТЕ ВСЕ ВИДЫ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК,В КОТОРЫХ ВЫ ЛИЧНО СОВЕРШАЛИ ПОКУПКИ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО МЕСЯЦА?

варианты ответа

дек.00

ноя.09

торговые центры, объединяющие под одной крышей
различные магазины (как ГУМ в Москве)

8

47

универмаги

15

27

магазины оптовой торговли, «магазины-склады»
/ гипермаркеты (как «Рамстор» в Москве) / магазины,
специализирующиеся на торговле

11

61

супермаркеты / универсамы

28

76

небольшие магазины, работающие 24 часа в  сутки

37

40

мини-маркеты (при бензозаправках)

3

33

специализированные магазины
(обувные, звукозаписи и т.п.)

19

39

аптеки

37

76

небольшие продуктовые магазины
(не супермаркеты и не круглосуточные)

47

56

уличная торговля / торговля с рук / с  машины
/ оптовые вещевые рынки / оптовые продуктовые рынки
/ обычные продуктовые рынки

69

40

киоски / павильоны

45

40

ничего из перечисленного

2

0

затрудняюсь ответить

>1

>1


ГДЕ ВЫ ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ПОКУПАЕТЕПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ДЛЯ ДОМА?

Варианты ответа

дек.00

ноя.09

гипермаркеты/ магазины оптовой торговли (типа «Метро", «Ашан")

7

18

супермаркеты/ универсамы

10

31

магазины, работающие 24 часа в сутки

7

8

мини-маркеты

0

8

небольшие продуктовые магазины

25

18

уличная торговля/ торговля с рук / с  машины/ оптовые вещевые рынки/ оптовые продуктовые рынки/ обычные продуктовые рынки

49

12

киоски/ павильоны

1

4

ничего из перечисленного

1

1

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА,ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛИ ВЫ КАКИМИ-ЛИБО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СПОСОБОВ ДЛЯ ПОКУПКИ ИЛИ ЗАКАЗАЧЕГО-ЛИБО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА?

Варианты ответа

дек.00

ноя.09

заказы по почте

3

3

заказы по телефону

2

2

телемагазин

1

>1

распространители продукции/торговые агенты

2

9

покупки по Интернету

>1

12

ничего из перечисленного

89

75

затрудняюсь ответить

3

2

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):