12-16 ноября 2009 года Аналитический Центр Юрия Левады(Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 500 россиян в пяти крупнейшихгородах страны. Распределение ответов на вопросы этого исследованияприводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с даннымипредыдущих опросов*. Опросы, проходившие в декабре 1999 и 2000 годов, охватилидесять крупнейших российских городов и выборку 1000 респондентов. Статистическаяпогрешность не превышает 3,4%.
В течениепоследних 10 лет изменилось покупательское поведение россиян. Уличная торговля в значительной степени уступила крупным магазинам, гипер- и супермаркетам и торговым центрам, что также свидетельствует о росте уровня благосостояния нашихсоотечественников. Если 10 лет назад 49% россиян покупали продукты питания чащевсего на уличных и оптовых рынках, то сегодня на первом месте по популярности супермаркетыи универсамы (31%), а продуктовые рынки занимают четвертое место (12%).
За исследуемыйпериод в России было также отмечено многократное увеличение числа покупателейчерез Интернет. Если в конце 1999 россиян, заказывающих товары через Интернет,было менее 1%, то сегодня их уже 12%. Также в последние 10 лет в нашей странераспространилась торговля через распространителей и торговых агентов.
КАК БЫ ВЫ МОГЛИ ОПИСАТЬ ВАШ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ?
варианты ответа |
дек.99 |
ноя.09 |
богато |
0 |
0 |
очень благополучно |
>1 |
1 |
благополучно |
6 |
24 |
средне |
46 |
62 |
только сводим концы с концами |
35 |
10 |
бедно |
10 |
3 |
очень бедно |
3 |
>1 |
отказ от ответа |
1 |
1 |
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЦЕЛОМ, СЕЙЧАС — ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ДЕЛАТЬПОКУПКИ; ЛУЧШЕ ПОДОЖДАТЬ С ПОКУПКАМИ; ИЛИ НЕЧТО СРЕДНЕЕ МЕЖДУ ЭТИМ?
варианты ответа |
дек.99 |
дек.00 |
ноя.09 |
хорошее время делать покупки |
15 |
18 |
24 |
лучше подождать с покупками |
43 |
40 |
34 |
нечто среднее |
32 |
34 |
34 |
затрудняюсь ответить |
11 |
8 |
9 |
НАЗОВИТЕ ВСЕ ВИДЫ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК,В КОТОРЫХ ВЫ ЛИЧНО СОВЕРШАЛИ ПОКУПКИ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО МЕСЯЦА?
варианты ответа |
дек.00 |
ноя.09 |
торговые центры, объединяющие под одной крышей |
8 |
47 |
универмаги |
15 |
27 |
магазины оптовой торговли, «магазины-склады» |
11 |
61 |
супермаркеты / универсамы |
28 |
76 |
небольшие магазины, работающие 24 часа в сутки |
37 |
40 |
мини-маркеты (при бензозаправках) |
3 |
33 |
специализированные магазины |
19 |
39 |
аптеки |
37 |
76 |
небольшие продуктовые магазины |
47 |
56 |
уличная торговля / торговля с рук / с машины |
69 |
40 |
киоски / павильоны |
45 |
40 |
ничего из перечисленного |
2 |
0 |
затрудняюсь ответить |
>1 |
>1 |
ГДЕ ВЫ ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ПОКУПАЕТЕПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ДЛЯ ДОМА?
Варианты ответа |
дек.00 |
ноя.09 |
гипермаркеты/ магазины оптовой торговли (типа «Метро", «Ашан") |
7 |
18 |
супермаркеты/ универсамы |
10 |
31 |
магазины, работающие 24 часа в сутки |
7 |
8 |
мини-маркеты |
0 |
8 |
небольшие продуктовые магазины |
25 |
18 |
уличная торговля/ торговля с рук / с машины/ оптовые вещевые рынки/ оптовые продуктовые рынки/ обычные продуктовые рынки |
49 |
12 |
киоски/ павильоны |
1 |
4 |
ничего из перечисленного |
1 |
1 |
ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА,ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛИ ВЫ КАКИМИ-ЛИБО ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СПОСОБОВ ДЛЯ ПОКУПКИ ИЛИ ЗАКАЗАЧЕГО-ЛИБО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА?
Варианты ответа |
дек.00 |
ноя.09 |
заказы по почте |
3 |
3 |
заказы по телефону |
2 |
2 |
телемагазин |
1 |
>1 |
распространители продукции/торговые агенты |
2 |
9 |
покупки по Интернету |
>1 |
12 |
ничего из перечисленного |
89 |
75 |
затрудняюсь ответить |
3 |
2 |