Пресс-выпуски

Российское телевидение и молодежь

По приведенным таблицам легковидеть, что в сравнении с началом 2000-х годов к нынешнему времени снизиласьдоля россиян, смотрящих телевизор каждый день (хотя объем ежедневнойтелезрительской аудитории остается весьма внушительным). На протяжениипредыдущего десятилетия, в 1990-х годах, ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались, насколько можно судить, примернопосле 2002 г.

Особенно явно этот процесс –сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе его, по заявлениямреспондентов, не смотрящих – происходил среди более молодых россиян, в особенности – среди самых молодых (до 24-х лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая,заметно увеличилась.

Фактор урбанизированности (типпоселений) не дает значимых расхождений по данному показателю: доля ежедневносмотрящих в Москве – на уровне соответствующего показателя в малых городах и на селе. Скорее всего, разница здесь – не в частоте телесмотрения, а в количествепринимаемых каналов, включая платные кабельные и проч.

Можно предположить, что нынешняятелепрограмма, «повестка дня», ее единообразная базовая модель, представленнаяна основных трех-четырех общедоступных каналах – официальные и многократноповторяющиеся политические новости, плюс простые развлечения «для всех» в видесериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов(иными словами, soft политика и hard досуговые радости), – все меньше удовлетворяет молодежнуюаудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодежь. Опять-таки вероятно предположение, что молодежьвследствие этого частично переходит теперь на другие коммуникативные каналы,прежде всего – в Интернет. В сравнении с иными возрастными группами молодежьчаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике,мистику, спорт и секс, зарубежные – а не нынешние отечественные и не старые советские – фильмы и сериалы, мультфильмы.Вероятно, Интернет сегодня предоставляет в этом плане больше возможностей.Заметим, что применительно к этой части молодежи формулировка «смотретьтелевизор» вообще начинает лишаться смысла: они пользуются Интернетом, в томчисле – для получения видео-, равно как и аудиоинформации (просмотра илискачивания передач, фильмов, музыкальных клипов и проч.).

В отличие от нынешней моделироссийского телевидения на его основных каналах Интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и т.п. многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество(коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в «другом» времени, не привязанномко времени суток, суточной программе и проч. Во-вторых, сегодняшнее российскоеТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как Интернет предполагает не толькозначительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность. Можно предположить, что все этиотличительные свойства Интернета и формируемых с его помощью сообществ, типов и модусов общения (разнообразие выбора, не запрограммированность, социальная и культурная открытость, интерактивность) более значимы именно для молодежи.

Борис ДУБИН
руководитель отдела социально-политических исследований Левада-Центра

КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР?[1]

 

1990*

1994 

1996 

1998 

2002 

2005 

2008 

2009

Ежедневно/ почти ежедневно

83 

86 

87 

89 

92 

89 

83 

86 

2-3 раза в неделю

12 

11 

1 раз в неделю

1-3 раза в месяц

Реже

<1 

1

Практически никогда/никогда

<1 

2

Число опрошенных

1600 

3000 

1700 

1800 

2000 

3500 

1500 

1600

КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР? (В % к возрастным группам)
 

В целом по выборке

15-24 года

25-39 лет

40-54 года

55 лет и старше

1990 

2009 

1990 

2009 

1990 

2009 

1990 

2009 

1990 

2009 

Ежедневно/ почти ежедневно

83 

86 

88

75 

89

82 

82 

88

75 

92

2-3 раза в неделю

12 

10 

14

11 

13 

16

1 раз в неделю

1-3 раза в месяц

4

<1 

<1 

Реже

<1 

<1

<1 

<1

Практически никогда/никогда

<1 

КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВАМ БЛИЖЕ? (В % к числуопрошенных)
 

1992 

2000 

2007 

Я практически не смотрю телевизор

12

Я смотрю только определенные передачи

75

68 

68 

Я смотрю по телевизору все подряд

11 

Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит

12 

15

Затрудняюсь ответить

Число опрошенных

1800 

1000 

2700 

КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВАМ БЛИЖЕ? (В % к возрастнымгруппам)
 

В целом по выборке

15-24 года

25-39 лет

40-54 года

55 лет и старше

 

1992 

2007 

1992 

2007 

1992 

2007 

1992 

2007 

1992 

2007 

Я практически не смотрю телевизор

13

17

18

10

Я смотрю только определенные передачи

76 

68 

73

63 

71

61 

79

70 

77 

75 

Я смотрю по телевизору все подряд

11 

12

11 

10 

11 

Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит

11 

13

14

10 

10 

Затрудняюсь ответить

<1 

<1 

<1 

<1 

<1 


[1] Здесьи далее отклонения итоговой суммы процентов по столбцу от 100% связаны с процедурой округления.

* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнееоб истории центра.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):