По приведенным таблицам легковидеть, что в сравнении с началом 2000-х годов к нынешнему времени снизиласьдоля россиян, смотрящих телевизор каждый день (хотя объем ежедневнойтелезрительской аудитории остается весьма внушительным). На протяжениипредыдущего десятилетия, в 1990-х годах, ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались, насколько можно судить, примернопосле
Особенно явно этот процесс –сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе его, по заявлениямреспондентов, не смотрящих – происходил среди более молодых россиян, в особенности – среди самых молодых (до 24-х лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая,заметно увеличилась.
Фактор урбанизированности (типпоселений) не дает значимых расхождений по данному показателю: доля ежедневносмотрящих в Москве – на уровне соответствующего показателя в малых городах и на селе. Скорее всего, разница здесь – не в частоте телесмотрения, а в количествепринимаемых каналов, включая платные кабельные и проч.
Можно предположить, что нынешняятелепрограмма, «повестка дня», ее единообразная базовая модель, представленнаяна основных трех-четырех общедоступных каналах – официальные и многократноповторяющиеся политические новости, плюс простые развлечения «для всех» в видесериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов(иными словами, soft политика и hard досуговые радости), – все меньше удовлетворяет молодежнуюаудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодежь. Опять-таки вероятно предположение, что молодежьвследствие этого частично переходит теперь на другие коммуникативные каналы,прежде всего – в Интернет. В сравнении с иными возрастными группами молодежьчаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике,мистику, спорт и секс, зарубежные – а не нынешние отечественные и не старые советские – фильмы и сериалы, мультфильмы.Вероятно, Интернет сегодня предоставляет в этом плане больше возможностей.Заметим, что применительно к этой части молодежи формулировка «смотретьтелевизор» вообще начинает лишаться смысла: они пользуются Интернетом, в томчисле – для получения видео-, равно как и аудиоинформации (просмотра илискачивания передач, фильмов, музыкальных клипов и проч.).
В отличие от нынешней моделироссийского телевидения на его основных каналах Интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и т.п. многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество(коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в «другом» времени, не привязанномко времени суток, суточной программе и проч. Во-вторых, сегодняшнее российскоеТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как Интернет предполагает не толькозначительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность. Можно предположить, что все этиотличительные свойства Интернета и формируемых с его помощью сообществ, типов и модусов общения (разнообразие выбора, не запрограммированность, социальная и культурная открытость, интерактивность) более значимы именно для молодежи.
Борис ДУБИН
руководитель отдела социально-политических исследований Левада-Центра
КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР?[1]
1990* |
1994 |
1996 |
1998 |
2002 |
2005 |
2008 |
2009 |
|
Ежедневно/ почти ежедневно |
83 |
86 |
87 |
89 |
92 |
89 |
83 |
86 |
2-3 раза в неделю |
12 |
8 |
7 |
6 |
6 |
6 |
11 |
8 |
1 раз в неделю |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1-3 раза в месяц |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Реже |
1 |
2 |
2 |
1 |
<1 |
1 |
1 |
1 |
Практически никогда/никогда |
2 |
1 |
3 |
3 |
<1 |
2 |
2 |
2 |
Число опрошенных |
1600 |
3000 |
1700 |
1800 |
2000 |
3500 |
1500 |
1600 |
КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР? (В % к возрастным группам)
В целом по выборке |
15-24 года |
25-39 лет |
40-54 года |
55 лет и старше |
||||||
|
1990 |
2009 |
1990 |
2009 |
1990 |
2009 |
1990 |
2009 |
1990 |
2009 |
Ежедневно/ почти ежедневно |
83 |
86 |
88 |
75 |
89 |
82 |
82 |
88 |
75 |
92 |
2-3 раза в неделю |
12 |
8 |
10 |
14 |
9 |
11 |
13 |
7 |
16 |
4 |
1 раз в неделю |
2 |
2 |
1 |
6 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1-3 раза в месяц |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
<1 |
2 |
1 |
1 |
<1 |
Реже |
1 |
1 |
<1 |
<1 |
1 |
1 |
<1 |
1 |
3 |
<1 |
Практически никогда/никогда |
2 |
2 |
<1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВАМ БЛИЖЕ? (В % к числуопрошенных)
1992 |
2000 |
2007 |
|
Я практически не смотрю телевизор |
6 |
6 |
12 |
Я смотрю только определенные передачи |
75 |
68 |
68 |
Я смотрю по телевизору все подряд |
8 |
9 |
11 |
Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит |
12 |
15 |
8 |
Затрудняюсь ответить |
— |
2 |
1 |
Число опрошенных |
1800 |
1000 |
2700 |
КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВАМ БЛИЖЕ? (В % к возрастнымгруппам)
В целом по выборке |
15-24 года |
25-39 лет |
40-54 года |
55 лет и старше |
||||||
1992 |
2007 |
1992 |
2007 |
1992 |
2007 |
1992 |
2007 |
1992 |
2007 |
|
Я практически не смотрю телевизор |
6 |
13 |
6 |
17 |
7 |
18 |
4 |
10 |
7 |
8 |
Я смотрю только определенные передачи |
76 |
68 |
73 |
63 |
71 |
61 |
79 |
70 |
77 |
75 |
Я смотрю по телевизору все подряд |
8 |
11 |
8 |
12 |
8 |
11 |
8 |
10 |
9 |
11 |
Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит |
11 |
7 |
13 |
6 |
14 |
10 |
10 |
9 |
6 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
<1 |
1 |
<1 |
2 |
<1 |
1 |
<1 |
1 |
<1 |
1 |
[1] Здесьи далее отклонения итоговой суммы процентов по столбцу от 100% связаны с процедурой округления.
* Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнееоб истории центра.