22-26 мая 2009 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов на вопросы этого исследованияприводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическаяпогрешность не превышает 3,4%.
В мае 2009 года Индекс Потребительскихнастроений (ИПН) вырос на 4% по сравнению с февралем нынешнего года, однакоэтот рост полностью объясняется сезонными колебаниями настроений потребителей.Изменение совокупной динамики потребительских настроений происходит на фонепродолжающегося ухудшения оценок текущего материального положения людей и ситуации на потребительском рынке. Позитивная динамика связана с ожиданиями:несколько выросли надежды на улучшение личного материального положения, а болеевсего увеличились оценки перспектив экономического положения в стране в ближайший год. В итоге майский рост ИПН – это прежде всего сезонное явление, но при этом фактор сезонности сказался только на ожиданиях. Весенне-летнейположительный настрой не позволил изменить тенденцию продолжающегося ухудшения пессимистическихоценок текущей ситуации. Такие потребительские настроения характерны дляосновной части российского населения.
Наиболее обеспеченнаячасть общества, доля которой сейчас сократилась до менее чем 15% населения, в мае нынешнего года действительно продемонстрировала рост оптимизма. В этойгруппе потребителей рост ИПН составит 11%, который также обеспечен за счетпреимущественного улучшения ожиданий на будущее, но при этом оценки текущего положенияостались неизменными, а не продолжили снижение, как у основной части российскихсограждан.
Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения доходов и потребления
Динамика Индекса Социальных настроений (ИСН) и его компонент
|
Март 2008 |
Сент. 2008 |
Дек. 2008 |
Февр. 2008 |
Май 2009 |
Индекс потребительских настроений (ИПН) |
123 |
117 |
93 |
76 |
79 |
Индекс текущего состояния (ИТС) |
116 |
112 |
90 |
71 |
67 |
Индекс ожиданий (ИО) |
128 |
120 |
94 |
79 |
88 |