Пресс-выпуски

Мобильная связь в России

Материал написан по данным опросов, проведенных Левада-Центром по репрезентативным выборкам взрослого населения России в марте 2008 и 2009 годов. Выборка 1600 россиян, 128 населенныхпунктов, 46 регионов страны. Статистическая погрешностьне превышает 3,4%.

За прошедший год число россиян, имеющих мобильный телефон, возросло с 74,3%до 81,7%, в том числе на 1,7% увеличилось число тех, у кого в распоряжениинаходится один мобильный телефон, на 3,7% — число тех, кто пользуется двумямобильными телефонами и на 2% возросло число использующих три мобильныхтелефона (см. График №1).

График №1. Наличиемобильных телефонов (по данным вопроса «Сколько мобильных (сотовых)телефонов имеется в Вашем распоряжении, и Вы ими пользуетесь в настоящее время?»,в % от всех опрошенных)[1]

Тем больше россиян имеют мобильный телефон, чем они моложе (в 2009 г. 94% россиян в возрасте 18-39 лет имеют мобильный телефон), чем выше уровень их образования(93% россиян с высшим образованием имеют в распоряжении мобильный телефон), чембольше населенный пункт, в котором они проживают (88% населения Москвы пользуютсямобильным телефоном).

Также, в целом, владельцами мобильных телефонов несколько чаще являютсямужчины (84% мужчин в 2009 г.),чем женщины (81%) (см. Таблицу №1).

Таблица №1. Структурароссиян, имеющих мобильный телефон
(по каждойдемографической группе – в % от всей группы)

ИМЕЮТ
МОБИЛЬНЫЙ
ТЕЛЕФОН

ПОЛ

ВОЗРАСТ

ОБРАЗОВАНИЕ

НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ

м

ж

18-24
года

25-39
лет

40-54
года

55 лет
и стар.

высш.

средн.
спец.

средн.

ниже
средн.

Москва

более
500 тыс.
чел.

от 100 до
500 тыс.
чел

до
100 тыс.
чел.

село

2008 год

78

72

94

91

80

43

87

84

76

57

90

75

75

74

70

2009 год

84

81

94

94

88

60

93

89

84

68

88

86

84

81

79

Заметим,что если в 2008 г.тех, кто имеет два и более мобильных телефона, было больше всего среди людей в возрасте 25-39 лет, то к 2009  г. этотпоказатель возрастает преимущественно за счет других возрастных групп. Также, в отличие от 2008 г.,стало практически равным число мужчин (16% в 2009 г.) и женщин (15%),имеющих два и более мобильных телефона (см.Таблицу №2)

Таблица №2. Структурароссиян, имеющих два и более мобильных телефона
(по каждойдемографической группе – в % от всей группы)

ИМЕЮТ
ДВА И БОЛЕЕ
МОБИЛЬНЫХ
ТЕЛЕФОНА

ПОЛ

ВОЗРАСТ

мужской

женский

18-24 
года

25-39 
лет

40-54 
года

55 лет
и старше

2008 год

12

8

13

17

8

3

2009 год

16

15

19

20

18

7

Средимарок мобильных телефонов все большей популярностью у россиян пользуются «Nokia» (38% в 2009 г.) и «Samsung» (29%). Причем как в 2008 г., так и в 2009 г. телефонами марки «Nokia» чаще пользуютсямужчины (45% в 2009 г.),чем женщины (33%), а телефонами марки «Samsung», напротив, чаще женщины (33%), чем мужчины (25%).

«Motorola»в 2009 г.несколько утратила свою популярность и сравнялась с маркой «Sony-Ericsson» (по 11%), которую, также как и  «Nokia», предпочитают более молодые группы населения.

На четвертом месте по-прежнему «Siemens» (8% в 2009 г.), которому отдаютсвое предпочтение в большей степени люди старшего возраста, на пятом, как и в 2008 г., — «LG» (6%).

В целом, десять наиболее популярных марок в 2009 г. те же, что и в 2008 г., несмотря на некоторыеперемещения внутри рейтинга (см. График №2).

График №2. Маркимобильных телефонов, которыми пользуются россияне (по даннымвопроса «Какая марка Вашего сотового телефона?», в % от числа тех, у кого естьмобильный телефон)[2]

Чтокасается операторов сотовой связи, услугами которых пользуются россияне, то онитакже сохраняют свои позиции: «Билайн» — первое место — 34% в 2009 г., «МТС» — второе —30%, «Мегафон» — 24%, но  в целом тройкалидеров оказалась несколько потесненной другими операторами сотовой связи (см.График №3).

График №3. Операторысотовой связи, услугами которых пользуются жители России (по даннымвопроса «В какой сети зарегистрирован номер Вашего сотового телефона?», в % отчисла тех, у кого есть мобильный телефон)[3]

Стоитотметить, что в Москве, в отличие от России в целом, владельцы мобильныхтелефонов предпочитают «МТС» (45% в 2009 г.), «Билайн» (39%) сохраняет высокиепозиции, а показатели популярности «Мегафона» несколько ниже, чем в целом по России (19%) (см. График №4).

График №4. Операторысотовой связи, услугами которых пользуются жители г. Москвы (по даннымвопроса «В какой сети зарегистрирован номер Вашего сотового телефона?», в % отчисла москвичей, имеющих мобильныйтелефон)[3]

Арина ЗАМОРИНА, сотрудник отдела ситуационного анализа


 

[1] Сумма ответов можетотличаться от 100% из-за ошибок округления.

[2] Сумма ответов превышает100%, поскольку у некоторых опрошенных имеется несколько телефонов разных марок.

[3] Сумма ответов превышает100%, поскольку некоторые опрошенные пользуются услугами нескольких операторовсотовой связи.

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):