Пресс-выпуски

Динамика настроений в феврале 2009 года

Индекс потребительских настроений (ИПН) в феврале продолжилпадение: по сравнению с декабрем 2008 он снизился на 18%, что сопоставимо с темпами его снижения осенью 2008 года. В отличие от осеннего периода, в февралепо сравнению с декабрем частный индекс ожиданий (ИО), являющийся компонентойИПН, сократился в меньшей степени – на 16%, в то время как оценки текущегоположения сократились на 22%.

Столь значительной ухудшение оценок текущего положениясвязано с динамикой оценок собственно текущего материального положения(снижение на 27%), в то время как оценки ситуации на потребительском рынке(индекс крупных покупок) сократился «всего» на 18%.

Примечательной особенностью изменений потребительскихнастроений в первые месяцы 2009 года является опережающее ухудшениесамочувствия наиболее обеспеченной части российского общества (те примерно 15%,кто составляет относительно массовый слой наиболее обеспеченных семей по потребительскому статусу (могут без труда приобретать товары длительногопользования, их часто ассоциируют со средним классом)). В этой группе ИПН за два месяца снизился на 23% (против 18% в среднем, см. Таб. 1). Столь заметное ухудшениенастроений в этой группе произошло, прежде всего, за счет снизившихся почти на треть оценок ближайших (на 1 год) перспектив личного материального положения и экономического положения в стране.

Ситуация собственно на потребительском рынке такжепродолжает ухудшаться – население все более сокращает спрос. Индекс крупныхпокупок (разность между оценками хорошее и плохое время для крупных покупок+100) снизился со 121 пункта в сентябре 2008 до 78 пунктов в феврале 2009г.(см. Рис. 1)

Кроме того, во всех слоях населения идет плавныйпроцесс отказа от ранее запланированных крупных расходов (см. Таб. 2). В февраледаже в самой высокодоходной группе доля тех, кто предпочитает отказаться открупных расходов, превысила долю тех, кто стремится их ускорить (эффект«ажиотажного» спроса) и сравнялась с долей не меняющих свои планы. Во всехпрочих слоях населения (т.е. 80-85% российских семей), отказ от потребительскихрасходов (в противоположность практике «сбрасывания» денег в потребительскиетовары) с самого начала кризиса был преобладающей стратегией.

Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения доходов и потребления

Таблица 1. Динамика индекса потребительских настроений


   

Март.08

сен.08

дек.08

фев.09

ИПН в среднем

123

117

93

76

В том числе по группам потребительского статуса

Не хватает на питание

 

84

71

58

Хватает только на питание

 

104

81

67

Хватает на питание и одежду

 

123

95

82

Хватает на товары длит. пользования

 

137

115

89

Изменения в %% к предыдущему замеру:

ИПН в  среднем

   

21%

18%

Не хватает на питание

   

15%

18%

Хватает только на питание

   

22%

18%

Хватает на питание и одежду

   

22%

14%

Хватает на товары длит. пользования

   

16%

23%

Рисунок 1. Динамика индекса крупных покупок

Таблица 2. Динамика отказа от крупных расходов


дек/фев

будем делать в те сроки,
в  которые планировали

постараемся поторопиться
с такими покупками/
расходами

отложим эти покупки/
расходы на 
некоторое время

Потребительский статус:

     

«Семья едва сводит
концы с концами,
денег не хватает
даже на продукты»
и 
«На продукты денег
хватает, но покупка одежды
вызывает финансовые
затруднения»

18/20

21/13

61/67

«Денег хватает на продукты
и  на одежду.
Но вот покупка вещей
длительного пользования
(телевизора, холодильника)
является для семьи
проблемой»

31/26

23/24

46/50

«Семья может без труда
приобретать вещи
длительного пользования»

39/36

33/28

28/36

в среднем

30/27

25/22

45/51

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки):