Опрос, проведенный WorldPublicOpinion.org в 20 странах с 15 июля по 31 августа нынешнего года, в котором участвовали 16 036 респондентов, показал, что большинство граждан в каждой стране (за исключением Палестинских территорий) считает, что «развитые страны несут моральную ответственность за снижение числа голодающих и живущих ниже черты бедности в слаборазвитых странах". Так ответили, в среднем, восемь из каждых десяти опрошенных. В России опрос проводил Левада-Центр.
Как показали данные международного опроса, в России заметно ниже, чем в других странах, уровень готовности населения участвовать в международных гуманитарных проектах, таких как реализация Целей Развития тысячелетия, сформулированных ООН в 2000 году. Чуть более половины российских жителей признают моральные обязательства содействовать снижению бедности в других странах мира, способствовать сокращению голода. Такая же часть наших соотечественников готова перепоручить российскому правительству исполнить призыв к каждому гражданину развитой страны профинансировать международные программы по борьбе с голодом и бедностью, перечислив 257 руб. в год (около $10) на эти нужды. Эта сумма определена не случайно. Она рассчитана исходя из общей суммы необходимых расходов, поделенной на жителей развитых стран с учетом уровня благосостояния этих стран. В России размер гипотетических пожертвований оказался одним из наименьших.
Однако относительно слабую готовность россиян принимать участие в такого рода международных инициативах не стоит объяснять только собственными российскими проблемами бедности.
Величина личного материального достатка имеет значение: люди, которые сами едва сводят «концы с концами» реже соглашаются перечислять требуемую сумму, чем люди достаточно финансово свободные в финансовом отношении. Но большее значение имеют царящие в обществе умонастроения. Готовность участвовать в международных гуманитарных акция – это прежде всего вопрос об общественной солидарности, о потенциале гражданского взаимодействия. Расцвет ксенофобских настроений выражается, в том числе, в невысоком уровне доверия к «другим» странам. Российские граждане убеждены, что эти «другие» часто видят в России врага, отсюда изначально настороженное отношение к международным инициативам. Сопряженную с этим роль играет общее состояние недоверия к большинству отечественных институтов, которое является сейчас базовой характеристикой российского общественного сознания. Все это в комплексе создает общий фон «неучастия», нежелания развивать сотрудничество.
Описанная на уровне средних цифр позиция российского населения имеет минимальные различия по возрастным, образовательным, поселенческим группам. Все эти различия уж точно меньше, чем разрыв между Россией и ближайшим к ней по раскладу мнений Египту и Индии (в этих странах 71-72% согласились с тем, что развитые страны несут моральную ответственность за помощь в борьбе с голодом и бедностью). Египет и Индия в международной классификации (по уровню развития человеческого потенциала) относятся к группе среднего уровня развития, в отличие от России, которая в последние годы перешла в категорию развитых стран. Отставание России от ближайших соседей по группе развитых стран (Мексики и Украины) в готовности участвовать в международной гуманитарной программе еще существеннее: в Мексике 90% населения признали моральную ответственность способствовать сокращению бедности и голода в мире, в Украине – 87%.
Марина КРАСИЛЬНИКОВА, руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра
Как вы считаете, несут ли развитые страны моральную ответственность за снижение числа голодающих и живущих ниже черты бедности в слаборазвитых странах?