С 19 по 29 августа 2005 года Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) был проведен репрезентативный опрос 1880 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Ответы на вопросы этого исследования приводятся в процентах. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИДЕТ СЕЙЧАС В ЦЕЛОМ НА ПОЛЬЗУ ИЛИ ВО ВРЕД РОССИИ?
|
2003 |
2004 |
2005 |
определенно на пользу/ скорее на пользу |
45 |
41 |
39 |
скорее во вред / определенно во вред |
38 |
44 |
49 |
затруднились ответить |
17 |
15 |
12 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО И МАЛОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА ИДЕТ СЕЙЧАС В ЦЕЛОМ НА ПОЛЬЗУ ИЛИ ВО ВРЕД РОССИИ?
|
2003 |
2005 |
определенно на пользу /скорее на пользу |
63 |
62 |
скорее во вред/ определенно во вред |
25 |
24 |
затруднились ответить |
12 |
14 |
НЕДАВНО ВНОВЬ ОПУБЛИКОВАНЫ СПИСКИ САМЫХ БОГАТЫХ ЛЮДЕЙ МИРА. В ИХ ЧИСЛЕ НЕСКОЛЬКО ФАМИЛИЙ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОЯВЛЕНИЮ ТАКИХ СВЕРХБОГАТЫХ ЛЮДЕЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ?
|
2003 |
в целом положительное /отрицательное отношение |
2005 |
в целом положительное /отрицательное отношение |
с гордостью |
2 |
8% |
3 |
9% |
с удовлетворением |
6 |
6 |
||
с раздражением |
21 |
51% |
20 |
45% |
с возмущением, ненавистью |
30 |
25 |
||
спокойно, без особых чувств |
37 |
43 |
||
затруднились ответить |
3 |
2 |
39% опрошенных в 2005 году полагают, что деятельность крупных российских предпринимателей приносит пользу стране, 49% убеждены, что вред. Данные оценки во многом определяются социально-демографическими характеристиками опрошенных. Так, позитивное отношение к развитию крупного бизнеса выражают самые социально-мобильные группы — респонденты наиболее молодых возрастных групп — 18-24 и 25-39 лет, жители крупных российских городов, люди, относящие себя к верхней и средней части среднего слоя.
В тоже время появление в России «сверхбогатых людей» вызывает у россиян нейтральное (43%), либо негативное отношение (45%). Позитивные эмоции – гордость и удовлетворение испытывают только 9%. Однако за последние два года отношение к олигархам стало более спокойным и сдержанным и опять-таки оно во многом определяется социальным статусом опрошенных.
В отличие от крупного бизнеса, малый и средний российский бизнес, с деятельностью которого люди соприкасаются в своей повседневной жизни гораздо чаще, и богатство представителей которого не так обозримо, пользуется значительно более высокой репутацией, и его полезность для России признается существенно большим числом людей. Так, средний и малый бизнес признают полезным почти две трети опрошенных (62%),тогда как вредным – 24%.